(Это рабочий вариант текста, будет дополнен и отредактирован)
Что такое космосоциология?
Это рассмотрение общественного бытия и общественной деятельности, в том
числе и теоретико-социальной, в контексте космоса. Человечество уже давно
распространило свою общественную деятельность за пределы планеты, и космическое пространство даже активно осваивается с юридической точки зрения. Например, недавно предложенный законопроект по запрету на милитаризацию космоса и размещения в нем оружия не был одобрен рядом стран. В то же время известно, что контроль космического пространства фактически позволяет отслеживать ситуацию в любом уголке земного
шара, а размещение оружия на орбите — нанести максимально возможный ущерб большому количеству целей в кратчайшие сроки. Но пока нет разработанных социологических подходов к отображению космических перспектив существования человека. Данная работа является первой попыткой.
Что такого особенного вносится понятием космосоциологии?
Взглянем на любые общественные преобразования последних столетий. В разных странах вводятся и отменяются разные общественные указы, законотворческая деятельность бурлит ключом, готовятся и проводятся войны и революции, уничтожаются люди и культуры, строятся и разрушаются великолепные сооружения. Если спросить у активных деятелей, почему они делают, то помимо интересов различных социальных субъектов, ответ, в конечном счете, сведется к некой социологической теории, с помощью
которой обосновывается неизбежность данных действий. Интересы кратковременны и конкурентны. А любая социологическая теория, которая не опирается на природные и космические закономерности и законы, — всего лишь мнение отдельного социолога. Которое может быть возведено в абсолютизм, и низвергнуто в тот же час, сообразно более высоким законам природы и космоса, еще неизвестным людям.
Следовательно, истинным обоснованием и объяснением социальной жизни
могут быть только концепции, опирающиеся на эти законы.
Конечно, социология старательно заимствует открытия других наук, достаточно вспомнить концепцию социального дарвинизма, где буквально истолкованы положения Дарвина об эволюционном отборе. Но как раз социологической рефлексии там и нет.
Даже если эти законы и реальны, то социология должна была бы указать, как строить человеческое общество, опираясь на более высокие закономерности, преодолевающие биологические законы. Например, из принципа наименьшего действия вытекает привлекательность воровства как способа обогащения. Но человечество делает все, чтобы он таковым не казался.
Космосоциология напоминает, что и вся деятельность человека и ее последствия должны рассматриваться в космическом контексте. Человечество пока не имеет другой судьбы. Оно возникло в космосе, космос – его родина и его могила. Целостность рассмотрения любого социального явления выходит за пределы общества и предполагает конечный космический масштаб.
Точно также следовало бы рассматривать проявления атрибутивной способности человека к творческому преобразованию и конструированию материального и социального миров. Достигнутый уровень осознания и концептуализации общественного бытия в целях сознательного проектирования и внедрения социокультурных изменений и инноваций соизмеряется с космическими параметрами. Последовательная космосоциологизация социогуманитарного знания и социальной управленческой и инновационной деятельности является объективно необходимым требованием дальнейшего успешного развития человечества в условиях быстрого нарастания сложности технической базы цивилизации и социальных и экологических проблем.
Биологическая эволюция подарила человеку лишь возможность творить свой
относительно автономный мир, свою самостоятельную эволюцию, но, будучи
реализованной в каких-то первозданных, интуитивно воспринятых формах, эта креативная способность сделала неизбежным постоянное изменение несовершенного социального мира. Этот мир продолжает ускользать от нас, пока мы не закрепим его космическими скрепами. Сделанное вчера, неотвратимо предстоит переделать сегодня.
Поэтому надо осмыслить социально сделанное и менять его с помощью иных
инструментов, доказавших свою успешность в науках о природе и инженерной сфере. Законы гармонии едины для элементов любых систем, социальных или элементов периодической системы элементов, а также суперсистем, вплоть до нашей Вселенной.
Законы гармонии, принцип золотого сечения всегда направлены на приведение элементов любых систем к устойчивому равновесному состоянию, к сочетанию элементов системы по закону радуги, закону звукоряда, к гармоничному сочетанию частей единого целого. Но может ли такая теоретическая конструкция найти практическое применение, тем более в решении вопросов социума?
Эти пропорции прослеживаются в строении растительных и животных организмов, биоритмах головного мозга, в генном аппарате человека и животных, строении почвенного слоя, строении планетарных систем, энергетических взаимодействиях элементарных частиц, темперированном звукоряде, произведениях всех видов искусств.
По этим пропорциям построены египетские пирамиды и греческий Парфенон, церкви и многое другое. Леонардо да Винчи называл золотое сечение Божественной пропорцией.
Именно предположение об основополагающем космоинженерном характере
социальной теории, ее опоре на фундаментальные принципы природы является залогом ее надежности. Космоинженерия — это не только создание и развитие людьми материальных и социокультурных объектов и процессов, невозможных в рамках биологической эволюции, но и их осмысление через космоэволюцию человека.
Космосоциология и вытекающая из нее космоинженерия не являются принципиальным нововведением в человеческой жизнедеятельности, а является абсолютно органичным развитием фундаментальной линии социальной эволюции, приведшим к ряду важнейших достижений. В их числе не только выход в космос, но и вынос в космос принципиальных
дефектов человеческой цивилизации – военный характер разрешения социальных конфликтов.
Несомненно, требуется более высокая или глубокая социальная рефлексия.
Местнический (местечковый ) характер социального теоретизирования без малейшей доли сомнения вынесен на необъятные просторы вселенной без попыток осознания даже ближайших возможных последствий этого. Если взглянуть в историю вопроса, то социальное конструирование и общественная инженерия первоначально были неосознаваемым и нецеленаправленным, практически тотально стихийным процессом, а затем стали оформляться кусочки осознаваемых и целенаправляемых (до определённых пределов и с учётом непредвиденных последствий) форм творческой переделки социального мира. Неподатливость, упругость, жесткость социальной материи и реверсивно-разрушительный характер вмененных в общество преобразований заставили более осторожно подходить к крутым революционным изменениям. В связи с пониманием большей сложности социальной материи, чем казалось падким на идею революционерам, в рассмотрение социальной материи в последнее время стали проникать обычно игнорируемые социологией факторы – мистицизм,
энергоинформационное поле, резонансное общение, внеязыковые формы социального
общения и др. Утверждается, что посредством специфического мысленно-
энергетического языка сознание человека способно воспринимать то, что находится вне границ земного мира. (Рогалев, А. Ф. Мир, человек, язык (опыт философии языка) / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2010. – 276 с. ISBN 978-985-6763-54-3 ). Далее, каждую цивилизацию в истории Земли уподобляют определенному типу человека с соответствующей структурой энергетических оболочек, которая в свою очередь обеспечивала прием, переработку и производство энергии разных видов по спектральному составу и частотам в соответствующих объемах и мощностях. Смена цивилизаций означает эволюцию человечества. Конечной целью этой эволюции является прогрессирование человека, его развитие до уровня, осознающего воздействие высших космических полей, воздействующих на планету Земля.
Другое направление космосоциологии связано с социоэнергетикой
Предполагается, что в социуме существуют и действуют некие практически неизученные силы, отличные от уже изученных разновидностей энергетических взаимодействий. Этим силам и механизмам дали название «социоэнергетика», подчеркивая, что их «истоком и преобразователем» является каждый в отдельности человек и социум в целом. То есть человек несет «социозаряд» и включен им в общество, как элемент большой системы.
Система эти заряды воспринимает, аккумулирует, преобразует, распределяет,
использует… В результате чего она развивается сама и развивает свои элементы. В системе (обществе) формируются энергоканалы, энергосилы, энергополя, энергоблоки, энергомеханизмы некой социоэнергетической природы. В социологию входят такие понятия как емкость, напряженность, сопротивление, трансформация, блуждающие токи, энергопотери и т.п. Эти понятия, широко применяемые в привычных для нас дисциплинах, позволяют четче «настроить» весь терминологический аппарат в сфере общественных явлений, где большинство категорий «размыто и неоднозначно трактуемо». И главное, открывается путь к многообразию количественных измерений социума, поскольку таких показателей как численность населения, экономический потенциал, доход на душу населения и им подобных уже недостаточно для оценки и прогнозирования даже ближайших ситуаций (состояний) в обществе, не говоря уже о
сколько-нибудь значительных перспективах. Таким образом, социоэнергетический подход к общественным структурам, процессам, явлениям вводит нас в космическую методологию раскрытия социально-экономических и научно-технических инновационных изменений. ( А.Д. Кашпур, С.Л. Василенко, Социоэнергетика // «Академия Тринитаризма»,
М., Эл № 77-6567, публ.23898, 31.10.2017)
Конечно, такого рода представления должны досконально выверяться. Поэтому космосоциология старается более осторожно и более тщательно подходить к творческому применению научных принципов для проектирования или разработки социальных структур, социально-производственных процессов, социального управление,
прогнозирования социального поведения и т.д., так как расширилась научная база и воздействующее на социум поле. Также необходимо добавить упоминание о применении не только всех видов знания, но и новой космосоциологической рефлексии, воображения, фантазии, без чего невозможно изобретение нового, доселе не существовавшего в
социальном знании явления.
Тем не менее, социоэнергетические технологии давно уже активно применяются в войнах. Например, на территории побежденных стран насылаются минорные, грустные, тоскливые или тревожные информматериалы, звучат пессимистические тональности, население приучают всегда носить траур, одеваться в черное, некоторым народам даже внушают запрет на смех или даже улыбку, любой ценой гасятся вдохновение или воодушевление граждан даже своей краткосрочной победой. В то же время известны исторические периоды, когда вдохновленная и бурлящая человеческая энергия опрокидывала границы человеческих возможностей. Празднование национальных памятных дней, зажигательная музыка, апофеоз единства общества в преодолении вызовов – тоже из этой серии. Т.е., фактор социальной энергии давно в ходу, хотя теоретически социология его еще не фундировала.
Подступая к очертаниям этой, еще не состоявшейся, но уже заявившей о себе
социологической парадигме, определим и ее прикладное направление, ее инженерную ветвь. Космосоциоинженерия определяется как опирающаяся на космосоциологию реализация способности человека к конструированию новых и изменению существующих элементов и структур материального и социального мира, адаптивных к законам космоса.
Она опирается на применении всех видов реально подкреплённых знаний, опыта, искусства и творческого воображения для того, чтобы изобретать, проектировать, строить, изменять, поддерживать и улучшать социальные структуры, системы, процессы, совместимые с масштабом космического существования человека.
В качестве одного из ближайших полей приложения интересно было бы применить принципы космосоциологии к строительству образовательных учреждений. До сих пор существует поразительная недооценка конструктивной институционализации образования. Педагогика отнюдь не исчерпывает всех проблем образовательного процесса. Самое главное – его организация – остается за бортом вузовской социорефлексии. Кажущаяся простота и банальная очевидность нудной работы по проектированию предметов и экзаменов, выстраиванию учебных процессов от мельчайших деталей до защит дипломных работ, испытанию информационных инструментов, доводке, стандартизации, технологизации документооборота и обслуживанию разного рода внешних организаций полностью заслонили смысл образования и соответствие получаемых знаний высоким целям существования человека в космосе.
А ведь здесь намечаются очень эффективные (цветные) инструменты
типологизации знаний, подобные картам звездного неба. (Пекар В. Разноцветные организации. https://iteam.ru/publications/corporation/section_97/article_4152 ).
Одновременно развиваются «мягкие» методы и формы социальной инженерии, направленные на социальную материю Они пока остаются нестандартизированными, нетехнологизированными, неонтографированными, недетализированными и
некодифицированными в отличие от широко применяющихся и всем известных социальных технологий, но не имеющих естественно научного, космического обоснования и, естественно, не имеющие статус истинности. Т.е., сегодня получает приоритет наихудший подход к осознанной социальной инженерии, который условно можно обозначить как «политтехнологический».
Космоотрефлексированная качественная (профессиональная) социальная
инженерия должна принять и освоить космоинженерность на том же уровне, который достигнут современной технической инженерией. Иначе мы будем иметь дело только с идеологически и субъективно «размазанной» социальной инженерией, выполняющей заказы частных групп.
Однако, пойдем вглубь бытия и очертим те закономерности, которые присущи всему космосу. Истина — это не то, что можно доказать, а то, чего нельзя избежать. Это, прежде всего, принцип минимального действия, природа совершает действия на минимальном уровне расходования энергии. Как проявляется эта закономерность в социальном мире?
Максимум и минимум сопутствуют каждому шагу нашей жизни, каждой мысли, каждому предпринятому действию. Более того, они незримо присутствуют во всех природных (космических) и социальных процессах, жестко ограничивая все наши планы и полеты фантазий. Математика давно воспользовалась этими мощными инструментами, прогнозируя и вычисляя темпы процессов, но социальные науки лишь сравнительно недавно обратились к ним. Если описать эти принципы на уровне здравого смысла, то
признаемся, что, буквально, в каждом из нас сквозит желание поменьше потратить энергию, но побольше получить за нее. На этом поприще есть свои герои. Например, олигархи – чемпионы в умении отдать минимум, а урвать максимум. Но их максимум постоянно растущий и никогда не ограничиваемый, зато их минимум устойчиво стремится к нулю. На противоположном полюсе – отшельники, предпочитающие отдавать максимум возможного, но при этом свести потребление к предельному минимуму, на грани смерти от голода. Есть преданные обществу люди, всю жизненную энергию расходующие на благо общества, и оставляющие лишь минимум энергии на собственные нужды. А есть наоборот, выделяющие обществу лишь предельный минимум энергии, да и то лишь, подчиняясь правилам этикета, зато о себе они помнят каждую секунду. Такие примеры можно множить бесконечно. Всегда есть два брата-близнеца: одного ничего не заставишь взять, а другого ничем не насытишь, дав.
Однако, что-то полезное вырисовывается из этой схемы: это особая двойственность всех явлений, не просто аналогичная плюсу и минусу в физике. Назовем это правилом сопряженных близнецов, обратно симметричных друг другу. В каждой отдельной области можно выделить взаимопротивоположные и взаимосвязанные (сопряженные) тенденции: если одна стремится к максимуму, то другая будет спускаться к минимуму. Особенно это верно, если обе тенденции питаются одним и тем же ресурсом, из одного котла. Если у одного сословия устойчивый рост доходов, то тут же можно найти слой, у которого симметрично обратный упадок доходов. Если врачи резко повысили свои доходы, то нет сомнений, что за счет больных. Этот перечень можно множить в тысячах профессий.
Именно в силу диалектичности сопряженного взаимодействия движение этих
оппозиций внутренне связано. Хорошо об этом сказал древнекитайский император Тай-цзун: «Противник и я…отдельно мы образуем два элемента. Если у меня удача, у него неудача – в этом мы с ним различны… Но в наступлении и обороне мы с ним одно» (1).
Т.е., сопряженное взаимодействие образует целостный единый организм, объединенный не только пересекающимися и диаметрально противоположными устремлениями, но и тем, что взаимодействующие субъекты связаны органически и информационно-психологически в рамках единой системы рефлексивного взаимодействия.
Отсюда можно сделать конструктивный вывод, что изменения в позициях
субъектов могут иметь одинаковую скорость, т.е., если что-то изменилось у одной стороны взаимодействия, то сразу же это коснется и другой стороны. Или как образно говорит китайская мудрость: «Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности – и вот уже что-то принадлежащее одному человеку, становится добычей другого». В математическом смысле, если у нас есть меры взаимодействия, то мы можем приравнять между собой их первые производные как выражающие скорости их изменений. Чуть ниже в тексте мы так и сделаем.
Поэтому видится перспективным такой путь, на котором конструктивно работал бы сам по себе информативно емкий фактор целостности сопряженной диалектичности.
Решающим звеном процесса становится здесь когерентность, сопряженность членов бинарной оппозиции, которые, интерферируя, порождают узловые точки устойчивого
согласия в двумерном пространстве.
Здесь появляется первое полезное следствие этих методов: можно
спрогнозировать состояние одной тенденции, изучая поведение другой. Например, узнать, насколько разбогатеют врачи, исследуя состояние кошельков больных и их численность. И те и другие жестко ограничены критериями максимума и минимума.
Конечно, надо учесть множество промежуточных инстанций. Но наша задача — лишь привлечь внимание к интересной подсказке, которую могут оказать минимум и максимум в анализе общественных процессов. Они четко могут предсказать конечное стационарное состояние сообщества.
Например, если торговый монополист заставляет покупать товары по выгодной для себя цене, то его оппонентом становится самопроизводящий слой ремесленников или инженеров, который в базовых мастерских создает нужный ему продукт. Поднимая цены до максимума, торговый монополист получает в ответ понижение до минимума числа покупателей. Спасаясь от банковского произвола, народ широко использует бартер и создает свои акционерные общества для того, чтобы избежать диктата банковской и
налоговой системы. Банк уже не может повысить до небес свои вожделенные проценты, иначе он – обанкротится. ( Барсегян Г. Всеармянская доктрина или как быстро восстановить страну. https://e.mail.ru/message/15086732380000000871/ ).
И так – во всех остальных сферах общественной жизни – в медицине, транспорте, образовании, строительстве и т.д.
Согласно этим принципам, которые называются экстремальными, в реальности осуществляются лишь некоторые социальные состояния, а именно, состояния с экстремальным значением некоторой “целевой функции”, которая определяет развитие данной социальной (природной) системы. Это означает, что если что-то устоялось, то оно достигло своего максимума или минимума. А то, что еще изменяется, движется либо к максимуму, либо к минимуму. Широкое применение экстремальные принципы получили в науках о природе, экономике, теории управления и др.
Исследуем эту точку равновесия, которая стабилизирует процесс взаимодействия сопряженных оппозиций.
Для всего сопряженного взаимодействия можно ввести следующие показатели:
Н — относительная свобода доминирования порядка, предлагаемого одной
оппозицией, например, торговым монополистом. Это его мера первоначального разнообразия, т.е., мера потенциально предложенных к реализации вариантов поведения. Для другой стороны – покупателей – это мера Н оборачивается мерой беспорядка, хаоса, беспредела, тревожности, тупика, — обозначаемого через R, из которого они должны найти выход. По мере того, как они сплачиваются и находят выход в инженерной деятельности (не случайно сегодня резко повысился интерес к инженерному
образованию), у первой оппозиции начинает сокращаться число вариантов поведения, мера разнообразия Н резко сокращается, в то же время увеличивается, дополняющая ее, также выраженная в относительной форме мера нового порядка во взаимодействии, показатель – R, или мера организуемого уже покупателем порядка во взаимодействии. В
обоих случаях область значений этих мер — единичный интервал. Они могут служить в качестве интегральных характеристик сопряженного взаимодействия. Относительная мера разнообразия вариантов поведения сопряженных оппозиций (энтропия в ее нетермодинамическом определении, при константных параметрах ) становится параметром порядка для подобного рода социальных систем сопряженных взаимодействий.
Обычно, в начале сложных взаимодействий мера причиняющего хаос оппонента Н достигает максимальных значений. Затем, постепенно сокращаются варианты, суживается пространство выбора и возникает некая мера R организованного взаимодействия, стремящегося к минимальному согласию. Полностью организованное взаимодействие, скажем, военный или государственный приказ, делает значение R максимальным, а меру хаоса Н – минимальной. Очевидная линейная связь этих интегральных характеристик — меры причинения произвола, хаоса со стороны одного и меры контр-организации со стороны другого позволяет сформулировать уравнение:
H +R =1.
Требование согласованности их производных как выражающих скорости
изменений приводит к другому уравнению:
1/R× dR/ dt= n/ H× dH/ dt, где n = 1, 2, 3, …
Отcюда следует: R=Hⁿ , что в сочетании с предыдущим соотношением дает
«генератор узлов меры»:
Hⁿ +H−1=0, где (с введением нуля в начало отсчета значений параметра) n = s + 1,
s = 0, 1, 2, 3, …
При натуральных значениях s корни полученного уравнения («генератора
узлов»)— обобщенные золотые сечения, узлы меры Hs : 0,5; 0,618…; 0,682…; 0,725… (2,
с.186).
Из синергетики мы знаем, что структуры, относительная энтропия которых
достигает одного из этих значений, обладают способностью аттракторов «притягивать» к себе другие структуры и, наделяя последние присущими им качествами, придавать таким структурам собственные черты, преобразовывать их порядки, распределение субстрата, связи и отношения под свойственный им канонический типаж. Системы с такого рода
структурами организованы наиболее рационально и функционируют с минимумом энергетических издержек и других непроизводительных затрат ресурса, от которого зависит их существование. А это и есть ни что иное, как состояния структурной и функциональной гармонии, равнозначные неравновесной устойчивости самоорганизующихся, эволюционирующих систем космоса, природы, общества, человеческого интеллекта. Независимо от конкретной материи взаимодействия – будь это атомно-молекулярный уровень или информационно-коммуникативный – система стремится занять устойчивое положение в точке золотого сечения. Т.е., результаты
взаимодействия легко предсказать, подставляя данные первоначальных состояний.
Таким образом, всю экономику с ее кривыми предложения и спроса можно свести не к поискам точек равновесия, а к уже предвидимым точкам золотого сечения!
Эти золотые пропорции играют важную роль в космосоциологическом аспекте. Расшифруем их. Вспомним, как формулируется золотое сечение: «целое так относится к средней части, как средняя часть относится к малой». В такой, не количественной своей форме золотое сечение лежит в фундаменте многих социальных структур. Как формировалась средневековая иерархия? Сюзерену подчиняется вассал, который, в свою очередь, имеет своего вассала. Из исторических описаний этих взаимоотношений ясно вырисовывается подобие отношений первого и второго уровней. Отношение вассала к своему вассалу было схоже с отношением к нему сюзерена.
Точно такое же соотношение выдерживается и во многих современных
иерархиях. «Как начальник ко мне, так и я к тебе» — очень популярный принцип бюрократических организаций. В современных социумах, эта пропорция выступает в своей методической части как совокупность правил, методов и приемов, с помощью которых поддерживается иерархия. Точно те же приемы, спускаясь сверху вниз, обнаруживают распространенность золотого сечения и в обыденных взаимоотношениях людей. «Пусть бог так же отнесется ко мне, как и я к тебе». Более того, именно на соблюдении золотого сечения построена конфуцианская этика, имеющая силу и в современном Китае. Конфуций делал упор на воспитании элиты по «законам неба»,
которые спускаясь от элиты вниз к простолюдинам, формируют этику общества. В этом плане Кантовская «золотая» максима (равно и христианский принцип равного воздаяния) уступает в глубине и универсальности принципу золотого сечения.
В социологии вопрос о подобных фрактальных моделях и “целевой функции” встал совсем недавно. Хотя если бросить краткий ретроспективный взгляд на исторические процессы, то всюду можно заметить ту же решающую роль экстремальных критериев:
когда один слой достигает максимума своей власти и ее начинает не хватать для обуздания иных слоев, усиливается другой слой, к которому перетекает власть, набирая суммарное ее количество до нужного максимума, после которого и случаются перевороты и смены династий. А чаще подвержены им максимально слабые властители, минимально властвующие собой (худшие из них).
Однако, здесь речь не просто о количественных приращениях власти. Каждая
смена бинарной оппозиции есть смена ценностных ориентаций и влечет изменение плюса на минус и наоборот. Народный интерес сменяется частно-клановым, олигархическим, и наоборот. Братья-близнецы меняются местами, бывший доминант пресмыкается перед бывшим изгоем. Но все происходит настолько действенно и решительно, насколько новая ценностная ориентация максимально совмещается с нуждами общества. Например, поможет выиграть войну, поднять хозяйство, устранить преступность и др.
Можно с помощью этих принципов описывать и психологические характеры.
Например, есть люди, склонные к риску, рвущиеся к максимальному выигрышу во всякой ситуации. Их не останавливают даже потери. Но в любом случае они предпочтут, чтобы эти потери при захвате максимально возможных приобретений были минимальными.
Назовем их максиминами. Есть их братья-близнецы, которые настолько осторожны, что боятся вложить даже минимум усилий в дело, успешность которого не сопровождается стопроцентной уверенностью. Но они будут рады, если из всех возможных потерь, к которым принуждают их обстоятельства, они извлекут минимальные потери, что на самом деле означает максимально возможные выигрыши в этих условиях. Назовем их минимаксами. В какой-то степени можно с помощью этих понятий охарактеризовать и религии. Например, характер христианина ближе к максимину, в то время как буддиста — к минимаксу. Не стоит требовать максимума в минимальных претензиях, чтобы не получить минимума в максимальных благоприятствованиях.
Что делать, если все происходящее вокруг никак не устраивает нас? Если мы
знаем, что объективное ускорение исторических процессов застанет нас живыми при намечающихся непреложных изменениях, то наверное стоит избрать максимум терпения и минимум вмешательства. Если же сам процесс зависит от нашего вмешательства, то наоборот, минимум терпения и максимум вмешательства помогут решить очередную проблему. Все общественные проблемы можно свести к правильному использованию энергии людей. Все хотят с максимальной пользой использовать свою энергию. Но есть люди, которые ничего не умеют делать. Поэтому они максимум энергии тратят на приобретение максимума власти. После чего они минимальными усилиями получают максимальные состояния. Другие — профессионалы своего дела, не терпят даже минимума власти, мешающей им делать свою работу. Но первые, не умеющие ничего делать, не хотят, чтобы профессионалы оттеняли их ничтожество. И поэтому, что есть сил (максимально!) уничтожают их энергию. Как это делать, сегодня знает всякий, и даже многие старательно этим занимаются, особенно, если дело касается конкурентов. Но рачительный хозяин знает, что нет ничего дороже человеческой энергии, если она сопряжена с умом, и всегда создает такие условия, такие социальные порядки, такое общественное умонастроение, чтобы эта энергия шла всем на благо. В это весь секрет общественного устройства.
Желательно при этом не допускать до этого блага тех, кто ничего не умеет и не
хочет делать. По крайней мере, сократить число таких до минимума.
Любая война есть максимальное уничтожение сил противника при минимальных потерях с нашей стороны. Границы и исход военной компании детерминируются этими максимумами и минимумами. Однако война – это не просто столкновение двух сторон.
Война – это столкновение двух сторон, умело подготовленное третьей стороной. Почему так трудно обнаружить эту третью сторону? Потому что она стремится к минимальному своему обнаружению при максимуме своего воздействия. Но нет ничего хуже, чем когда
полководец говорит: „Этого я не ожидал!“ Известно, ведь, что лучший полководец тот, кто лучше всех знает дела врагов (максимально осведомлен о них). Поэтому стадо оленей во главе со львом страшнее, чем стадо львов во главе с оленем.
Любая работа предполагает максимум отдачи при минимальных усилиях.
Организованная по дурному, она ведет к минимальным результатам при максимальных затратах. Расхожие правила для умеющих работать таковы: «вместить в единицу времени максимальное количество дел», «одновременно быть занятым максимально возможным числом занятий», «решением одного дела повлиять на максимально доступное число других дел» и другие. К тем же примерам относятся транспортная задача: за минимальный отрезок времени ( или за минимальный путь) объехать максимальное число пунктов; задача о ресурсах: при минимальных ресурсах достичь максимального результата и др. Актуальны для муниципальных и региональных властей
всех уровней простые задачи типа: для ряда селений построить школу (фабрику) в таком месте, чтобы общее число километров, проходимых всеми школьниками (работниками), было минимальным (наименьшим); использовать бюджет социального обеспечения на покупку путевок для инвалидов таким образом, чтобы при покупке путевок разной стоимости и разной длительности отдыха, общее число дней было бы максимальным (наибольшим).
Можно предложить и шуточные, но встречающиеся в реальности, задачи
Фотокорреспонденты любят фиксировать моменты рукопожатий официальных лиц на разных высоких форумах. На одном из таких форумов, где ведущий представлял каждого входящего, который обменивался рукопожатием со всеми присутствующими, фотокорреспондент, не пропуская ни одного рукопожатия, зафиксировал таковых ровно 78. Когда в отчете о форуме ему надо было указать общее количество участников, он надолго задумался. Можно ли извлечь из этих данных точное число участников? Если да, то каково их число? (13).
Когда все страны озабочены интенсивным развитием, главную роль начинают
играть энергосберегающие технологии для себя и энергорастратные для других.
Побочными стратегиями становятся понижение уровня образования для других и его повышение до максимума для себя. Поскольку все это делается через социальные конструкции, позволяющие извлекать дополнительную энергию из «опускаемой» страны,
то умение их строить начинает привлекать всеобщее внимание и космосоциальная инженерия (КСИ) выдвигается в разряд первостепенных наук.
Но тут обнаруживается весьма неожиданное и интересное обстоятельство.
Оказывается, что ряду цивилизаций ( а, возможно, и большинству) еще не по зубам владение такими методами. Ситуация схожа, например, со странами, где автомобиль вместо средства передвижения используется как бусы на шее, т.е., как средство украшения и престижного самолюбования. Ту же функцию имеют татуировка и раскрашивание африканцев тотемическими знаками. Точно так же, как развитие технических средств, опережая социальное созревание, вырождается в игрушки, например, сэлфи, так и методы КСИ одиноко реют в специальной научной литературе, не видя вдали ни одного управленца или социального деятеля, владеющего этими методами. Удивляться тут нечему. Для многих народов само понятие права, не говоря
уже о соблюдении законности, из разряда неплохих, но не имеющих никакого отношения к реальности фантазий.
Вскроем содержимое КСИ (космосоциоинженерии), познакомимся с ее тезаурусом. На этой кухне идет изготовление разных типов социальных энергий, соответствующих им социальных конструкций, алгоритмов действий, оформляющих эти действия идеологических, философских и ценностных систем, формовка подражательных манекенов, их стиль одежды, увлечения, когнитивный и чувственный профиль и многое другое. Все производимые действия подчиняются найденным социальным
закономерностям, контролю со стороны экстремальных принципов и принципу постепенного прогрессивного улучшения социального бытия.
Если обобщить работу В. Пекара о разноцветных организациях, то цветовые
спектры (радугу) можно сопоставить с типами людей, выкованных долгими процессами культурного развития, и приспособленных под аналогичные организационные структуры.
Человеческий тип не столь уж и свободен в выборе деятельности и увлечений.
Социальная природа, опосредованная космическими вибрациями, создает
взаимодополняющие типы, точно так же как и в случае сопряженных социальных категорий. Иначе и быть не может, если основополагающим параметром космоса является стремление к гармонии. Различия сглаживаются, а противопоставления и противодействия переходят во взаимодополнения. Остается типологизировать виды
организационных структур, сопоставить с исторически бытовавшими типами
цивилизационного порядка (неискоренимое рабство&демократия), отбросить теорию формаций и создать новый — цветной! — инструмент интерпретации человеческой истории.
Контр-деструктивизм
Любой труд как таковой должен иметь непременным результатом повышение
степени организованности поведения и увеличение с ее помощью сложности
превращаемой далее людской энергии. Естественно, промежуточные этапы могут содержать элементы рассеяния энергии, например, проведение взрывных работ при подготовке фундамента дома, но в итоге, если говорить об общеполезной деятельности, она должна иметь последствием увеличение запаса и сложности энергии.
Следовательно, позитивное движение в сфере организации труда или вообще
организованности социальной жизни, есть непременный спутник общественного развития и КСИ содействует этому процессу. Более того, изучая алгоритмы социального поведения, она подспудно проводит задачу сохранения от бесцельного рассеяния такой энергии, которая при своем разумном использовании обогащает общество.
В обыденной жизни действия индивидов соответствуют максимуму или минимуму некоторой целевой функции. Примерами могут служить многие фирмы, где в качестве целевой функции выступает прибыль, сфера образования, где целевой функцией служит приращение знания, спортивные команды, где целью является спортивный результат, война с ее целевой установкой на победу и т.д. Исходя из этих тенденций можно предположить, что очередным этапом в развитии общества будет переход к доминированию сознательного выбора целевой функции, выбора цели и путей социального развития. Причем, не среди альтернативных двух-трех, а среди огромного
множества таких путей. Ставится задача: перейти от спонтанной смены целевых функций к их осознанному выбору. В связи с этим возникают следующие вопросы: можно ли сформулировать такую целевую функцию для общества в целом, чтобы она была гармонична структуре космоса? Ведь общественная жизнь гораздо сложнее того же бизнеса, да и сама идея описывать общественную жизнь моделями из математической
экономики, так и не прояснила тенденции будущего развития. Даже коммунизм не появился на горизонте. Какой же должна быть сегодня целевая функция, и как исходя из нее построить государство, адекватное космосу?
В принципе, для любой познаваемой системы можно сформулировать функцию (функционал), областью определения которой является множество возможных состояний системы, а экстремум которой соответствует реализуемым состояниям. Стало быть, такую функцию, в принципе, можно сформулировать и для человека и для общества.
Целесообразно начать с какой-то, достаточно простой функции, приближенно
соответствующей исходной реальности, например, поставить во главу угла повсеместное
соблюдение этических норм, соответствующих золотому сечению. Тогда, с какой бы
ступени мы ни начали свое восхождение к самосовершенствованию, наше поведение
непременно окажет влияние как на ступень выше, так и на ступень ниже. Рекурсивно,
переходя на следующие ступени общественной иерархии, новая этика (согласная с
законами космоса) охватывает все общество, которое, в свою очередь, становится
предельно энергосберегающим.
Развитие этой мысли можно предоставить математическому моделированию
общественных явлений, которое, при всех его условностях и недостатках, уже заняло
свое место в науке, однако здесь нас будет интересовать новая постановка задачи. А
именно, задача синтеза общественных отношений по заданной целевой функции.
Действительно, если целевая функция для общества, которая все равно существует,
пусть в сложном и неосознанном виде, но теперь приблизительно сформулирована как
выше, то можно по аналогии с выбором формального лидера и его программы, на основе
этой целевой функции реконструировать общественные отношения, приведя тем самым
бытовавшую целевую функцию общества в соответствие с назначенной. Затем уже
полюбившиеся нам понятия максимума и минимума послужат ручками для открывания
новых дверей общественного развития.
Формулируя целевую функцию, мы, как бы, формируем социальный заказ перед
наукой на конструирование соответствующих социальных отношений. Таким образом,
формулирование новой целевой функции — это процесс, в основе своей, объективный,
отражающий не просто интересы той или иной социальной группы, а уровень научного
сознания страны или человечества, способность сознательного управления процессами
развития. Естественно, надо формулировать целевую функцию на основании ряда
фундаментальных принципов, которые, помимо золотого сечения, выступают в роли
постулатов научного знания, отражающих уровень постигнутых закономерностей. Среди
них важное место занимает закон сохранения, который можно выразить в следующей
форме. Несколько обобщая на произвольные раздвоенные взаимоисключающие и
взаимодополняющие социальные противоположности, которые в (4) были названы
сопряженными, мы можем зафиксировать приближенное их соотношение:
А + В = const․
Когда А движется к максимуму, В – направляется к минимуму, и наоборот.
Конечно, при условии что А и В измерены одной и той же мерой, и являются сторонами
одной и того же отношения, лежащего в основании их единства. (При условии, что
универсум не убывает и не прибывает). Базируясь на этих принципах, формирование
целевой функции, отражающей разнообразные социальные институты и социальные
размерности, можно вести почти строго научно, с минимальным уровнем субъективизма.
Процесс синтеза социальных отношений, напротив, является творческим, хотя и
объективным, в пределе развития науки. Здесь прямая аналогия с решением инженерно-
технических задач, почему и востребована была КСИ. Хотя решение поставленной
задачи ведется по правилам инженерной науки, однако, за конструктором остается
некоторый произвол в рамках тех вопросов, на которые наука не может дать однозначный
ответ. По мере развития социальной науки создаваемые конструкции приближаются к
оптимальным. Именно в этом смысле надо понимать слова “объективным в пределе
развития науки”. Возможность такого совершенствования тесно связана с наличием
объективного критерия степени совершенства в виде целевой функции.
В нее входит учет множества социальных вопросов, в том числе и определение
оптимального распределения материальных благ, учет уменьшения свободного времени
при повышении интенсивности труда, учет распределения производительности труда у
разных работников, понижение степени свободы из-за прогрессивного усложнения
социальной жизни, уменьшение ощущения неравенства, испытываемого некоторыми
членами общества и многое другое. Но все приводится в соответствие с приближением к
максимуму значений этой целевой функции как приближающей к золотому сечению. В
каких-то чертах на этом пути целевая функция может даже перекликаться и с известными
утопическими принципами, например, “от каждого по способностям, каждому по труду”.
В задачи космосоциальной энергетики как социологического направления может
входить:
а) выявление и описание различных типов социальной энергии, их связь с
цветовым спектром;
б) разработка механизмов взаимодействия разных типов энергии и
их воздействия на общественные процессы;
в) разработка методов использования новых
свойств и закономерностей феномена «социальной энергии» в практике государственного
строительства, в политической работе;
г) внедрение новых знаний в систему оценки
общественных процессов и структур, методов их количественного измерения;
д) совершенствование методов социального прогнозирования.
Методология нахождения узловых точек
Продолжим конкретизацию выявленной модели и применим ее к социальной
практике. Ежедневную деятельность общества можно представить также в виде
вертикальной модели множества нитей, струящихся по линиям взаимодействия двух и
более сторон. Эти стороны представляют собой сопряженные категории, не
существующие друг без друга. Продавец-покупатель, врач-больной, водитель-пешеход,
полицейский–преступник, учитель-ученик, муж-жена, руководитель-подчиненный и тысячи
самых разных типов взаимодействия. Если некоторые из этих взаимодействий проходят
гладко, без особых напряжений и конфликтов, то можно говорить об устойчивости в этих
социальных областях. Значит, там закрепились некие стационарные состояния, которые
удовлетворяют обе стороны. Эти стационарные состояния выражаются в виде норм,
правил, эмоционального оформления общения в виде жестов, чувств, взаимных реакций
и иных обязательных атрибутов, имеющих подчас ритуальный характер. Каждый день
человек вступает в десятки таких взаимодействий, итог которых взвешивается на весах
успешности-неудачи. Реализация своей цели, ради которой и организуется
взаимодействие, сопровождается чувством удовлетворенности, повышенным
эмоциональным состоянием, радостью. Неудача в достижении цели – противоположными чувствами.
Если взаимодействие представить в виде нити, растянутой между субъектами
взаимодействия, то его итоги можно представить в виде некой точки на этой нити. Точка
эта непрерывно колеблется, как цена между торгующимися продавцом и покупателем,
пока не установится неподвижно, отражая то интерес первого, то выигрыш второго
субъекта. Тогда можно говорить о некоем стационарном состоянии, присущем данному
типу взаимодействий между данными субъектами и в данном контексте. Устойчивость
общества выражается через преобладание в нем таких устоявшихся состояний. В иных
случаях эта точка устанавливается правовыми или моральными установлениями,
отражая в то же время перевес определенных социальных сил. Например, принято
уступать женщинам при входе, и это правило отражает некое равновесие между
мужчинами и женщинами в данных контекстах. Спор рядового гражданина с полицейским
воспринимается им как чистое безумие, ввиду явного перевеса сил. Бессмысленными
будут споры с врачами, с экспертами, с начальниками и др. В подобных контекстах давно
устоялись ритуалы, нарушение которых чревато для слабой стороны. Но ритуалы и есть
максимально возможное равновесие в данных условиях. Колебания в системе спроса на
врачей, адвокатов или понижение статуса полицейского во времена массовых протестов
сдвигает эту точку равновесия в сторону более слабой стороны, которая таким образом
оказывается сильнее и повышает свой социальный статус. Например, сегодня водитель
может представать в виде наглого хищника, упивающегося своей властью над
беспомощным пешеходом, которого сигналами и бранью можно довести до шокового
состояния. Но небольшое изменение в правилах уличного движения, повышение штрафа
за сигналы или за проезд на красный свет, обратит эту, чреватую гражданской войной
между водителями и пешеходами ситуацию, в пользу пешехода, который также может
вскоре превратиться в разъяренного тигра, стучащего по капоту не уступившей ему
машины. Существующие в разных странах стационарные состояния в этой сфере,
вылившиеся в местные ритуалы, отражают чуткие перевесы социальных сил. По мере
повышения компетенции слабой стороны, стационарная точка будет сдвигаться в сторону
большего равновесия. А если специально обученные кадры социальных инженеров,
социальных работников и др., будут находить и устанавливать в социальном общении эти
точки равновесия, то можно будет управлять процессом ускоренной стабилизации
общества, не подвергающейся далее никакого рода внешним влияниям.
Те же процессы колебания точки равновесия присущи и всем остальным сферам
общества, ежедневно находящимся в динамичных процессах взаимодействия. Любой
процесс переговоров между фирмами, организациями, мафиозными группировками,
государствами и международными объединениями, имеет своей окончательной целью
нахождение этой точки. Если в мире что-то стабильно, то, значит, эта точка равновесия
была найдена изумительно точно! А если она существует уже тысячи лет, то можно
говорить о найденном законе уже космического равновесия. А подобные законы
сопряжены с понятием наименьшего действия, т.е., поведение в условиях этих вечных
правил оказывается наиболее энергосберегаемым.
Множество таких точек создают устойчивую социальную реальность, ее
своеобразие в контексте данного общества при данных обстоятельствах. Но поскольку
все эти точки динамично колеблются и зависят от множества условий, то социальная
реальность никогда не бывает неподвижной, а всегда имеет границы устойчивости, меру
устойчивости, при нарушении которой начинается ее преобразование – разрушение или
развитие. Самый простой путь разрушения общества – разрушение его культуры.
Следует мгновенная деградация, и как будто не было тысячи лет становления. Снова в
первобытное состояние, далекое от энергосбережения, и снова ползком к вершине. Так,
миграции или волны переезда из деревни в город, разрушают обе культуры, опуская
общественное сознание до уровня уличных потасовок.
В обиходной мудрости советуют эту стационарную точку искать в золотой
середине. Но еще со времен Пифагора было установлено, что наилучшим образом
равновесие между сторонами устанавливается в точке золотого сечения. В них
устанавливается когерентность между двумя сторонами. Поскольку эти точки вибрируют,
когерентность интерферирует, накладывается друг на друга, образуя стоячие волны.
Именно точки золотого сечения отражают наименьшие энергетические затраты. Именно
на них мы будем ориентироваться, строя данную методологию социального
конструирования.
Сначала несколько слов о том схематическом изображении общества, в котором
может работать данная методология. Общество представляется в виде взаимодействия –
кооперативного и конкурентного — множества социальных институтов. Каждый институт
имеет свои функции и обязательства по их исполнению перед гражданами,
сопровождающиеся правилами, предписаниями, инструкциями, нормами, законами,
регламентацией, должностными обязанностями и соответствующими санкциями за их
нарушения. Институты существуют в виде множества организаций, учреждений, контор и
офисов, в которых продвигаются их интересы и функции. Если управляющее данным
институтом сообщество руководителей осознает свои интересы как интересы
определенной социальной группы и начинает осознанно их претворять в жизнь, то можно
говорить о превращении института в социальный субъект, его становления как
самостоятельного социального субъекта, вступающего в социальную борьбу за
овладение ресурсами общества.
Внутри социального субъекта устанавливается нормативная, иногда довольно
жесткая система норм и правил, отражающая требования к профессиональной деятельности данного субъекта. И близко примыкающая в общении между иерархическим ступенями к правилу золотого сечения: «Как начальник ко мне, так и я к тебе».
Далее, вступая в социальное взаимодействие, представители этих социальных
субъектов уже репрезентируют себя не просто как граждане, а как скорее и
исключительно только как неотъемлемые элементы социального субъекта, несущие в своем облике, психологии, жестах, знаках отличия и символике типичные черты не столько социального слоя, сколько профессиональной группы. И тем больше эти черты выражаются вовне и подчеркиваются, чем выше взбирается эта профессиональная группа – будь даже они профессионалы-грузчики – по статусной лестнице. И тем более
смещается точка равновесия в общении этой профессиональной группы с другими в сторону ее интересов. Уже поддерживаемых не только морально-правовыми установлениями, но и дополнительной самостоятельной лоббистской и политической активностью. Т.е., становясь социальным субъектом, она (эта социальная группа) получают дополнительный перевес сил. Точка равновесия смещается в их сторону, создавая новое стационарное состояние, при котором в обществе преобладают мораль, логика, ценности, вкусы, привычки, жесты и акценты данной профессиональной группы, и
соответственно растет их состояние и политический вес.
Пока не будем касаться объективных оснований их возвышения. В некоторых
случаях это очевидно, как например, в случае войны — возвышение военных, в случаях хаоса — доминирование бандитов и т.д.
Особенность точек золотого сечения в том, что они гомоморфно (уподобляющим образом) воспроизводят нормативность стоящих за взаимодействующими субъектами социальностей — социумов, их интересов, норм взаимоотношений, их этики, родственных отношений и др. Как медицинская среда ко мне, так и я к тебе ( в том числе к больному).
И можно продолжить это отношение и выше и ниже. Например, как правительство относится к медицине, так и медицина к больному. Конечно, возникает напряжение с известными и универсальными этическими нормами. Но в целом, точки золотого сечения репрезентируют более глубокий тип этики, нежели известная кантовская максима.
В этом взаимодействии две стороны представляются не только взаимно
противоположными, но и взаимодополнительными аспектами целого, которое в них и самопроявляется. Хотя логики действия у этих сторон обратно симметричны, но они нераздельны. Например, логика врача –лечить дольше и дороже, обратно симметрична логике больного – получить быстрое и дешевое лечение. Точно так же обратно симметричны и все остальные подобного рода взаимодействия. В торговле, в банке, в сфере обслуживания это очевидно: у одной стороны поведение диктуется логикой – дороже продать (невзирая на качество). У другой – дешевле купить и качеством повыше.
А _________________У_________ В
Где У – узловая точка промежуточного равновесия.
Каждая из сторон обладает определенным качеством компетентности,
полномочий, влиятельности и т.д. Эти невидимые в процессе взаимодействия аспекты влияют на местоположение точки равновесия в данном узкоспециальном взаимодействии.
В следующем, более широком контексте наступает момент выравнивания
равновесия и среди тысяч подобных нитей. Обычно этим занимается государство.
Резкие падения и взлеты противоречат общей социально-статусной установке институтов и связанных с ними социальных субъектов, поэтому государство как выравнивающая активность вынуждено учитывать место профессий в данной иерархии. Поэтому выравнивание снова приводит нас к золотой пропорции уже обобщенных социально-профессиональных групп. Пропорции золотого сечения строят пространства
фрактальных взаимовложенных структур. Так выстраивается единая иерархия общества на базе соотношения когерентности между точками социальных нитей.
Одной из новых тем социологических исследований может быть установление
количественных оценок этих точек стационарности или узловых состояний и степень их дальности от нормативных величин золотого сечения.
Взаимовлияние
Как происходит взаимодействие между сопряженными агентами, представителями разных социальных субъектов? Каждый преследует свой интерес, у каждого своя, обратная к контрагенту логика поведения, своя квази-идеологическая доминанта, свои методы преодоления аргументов другого, свои основания правильности собственных действий.
В процессе взаимодействия происходит передача оснований для принятия
решений контрагенту. Каждый выстраивает в сознании другого собственную минимодель, которая призвана воспроизвести в другом нужные для себя акценты и привести к нужным для себя действиям. Эти минимодели можно уподобить «пятым колоннам», насаждаемым в стане врага, чтобы продвинуть свои интересы. Далее, разворачивается полемика с этими минимоделями внутри сознания каждого контрагента, в результате чего, либо эти модели сближаются, что ведет к выстраиванию новых минимоделей внутри первых минимоделей, либо взаимно отталкиваются. Тогда в эти пятые колонны
вновь насаждаются уже новые минимодели, которые призваны расшатать эти колонны в пользу уже самого субъекта и т.д. Типично фрактальный процесс.
Например, врач убеждает больного, что у того серьезные осложнения и надо долго лечиться. Больной не верит врачу и, не вступая с ним в полемику, ищет аргументы и признаки того, что врач неправ. Т.е., опровергает затесавшегося в него агента «пятой колонны». Затем, если все-таки врач спрашивает больного, почему тот не лечится, он выкладывает ему свои доводы, опровергая аргументы врача. Естественно, врач ищет и находит новые, более сильные аргументы в пользу лечения. Если больной по-прежнему
не доверяет врачу, то процесс построения «пятых колонн» у оппонентов на этом завершается, стороны расходятся в поисках более сговорчивых контр-агентов. Если врачу удалось уговорить больного, то тому предстоит схватка со своей внутренней «пятой колонной» и победа над ней. Повторим еще раз: «пятые колонны» — это условное название ментальных минимоделей, выстраиваемых сопряженными оппонентами друг у друга.
которая продолжает углубляться по мере продолжения общения. Спор с самим собой, или согласие; см. — предыдущую минимодель.
В случае взаимо-отталкивания, каждый контрагент девалоризирует (обесценивает, превращает в противоположную ценность) систему ценностей контрагента. «Прекрасное» превращается в трагическое или низменное, «возвышенное» для одного изображается как безобразное или комическое с точки зрения другого и т.д.
Одновременно, подыскиваются факты, кадры и проекты, призванные
продемонстрировать «ущербность» философии контрагента. В результате достижения компромисса все оценки усредняются, выстраивается новая шкала ценностей и общих оценок, соответствующая данной узловой точке.
Что выражает узловая точка?
Можно предположить, что она фиксирует некий шаблон, образец взаимодействия, эталон, паттерн, который фрактальным образом воплощается в каждом взаимодействии.
Этот паттерн наиболее энергосберегаем и удовлетворяет обеим сторонам. Эта
процедура схожа с импринтингом у животных. Путем подражания взрослой особи, заимствования готового образца, происходит приучение птенцов и молодняка у животных к поведению зрелых особей.
Затем найденный в узловой точке образец закрепляется как норма
взаимодействия и некоторое время не подвергается пересмотру. Ввиду правила золотого сечения его легко воспроизводить каждой из сторон взаимодействия. Так возникает устойчивость в некоторых секторах общественных отношений и стабильность социального порядка. Общества, в которых образцы поведения отвечают узловым точкам, становятся монолитом. Иногда этот образец бывает воспроизводим из глубокой древности, со времен Шумера и Аратты.
Одновременно узловая точка может выражать условное равенство энергий,
затраченных каждой из сторон на изготовление предложенного к обмену или продаже продукта, в том числе, информационного. Тогда неустойчивые или не удовлетворяющие субъектов состояния взаимодействия можно объяснить неравным соотношением энергий. Например, актер выбился из сил, играя роль, но получил мало аплодисментов от зрителей. Или зрители дорого заплатили за билеты, но не получили эмоциональной компенсации.
Здесь золотое сечение выстраивается следующим образом:
Театр (как учреждение)/актеру = актер/зрителю (/ — так относится).
Но Министерство/театру = театр/ актеру, далее
правительство/министерству = министерство/театру и т.д.
Подставляя эти соотношения, получаем:
правительство/министерству культуры = министерство культуры/театру =
театр/актеру = актер/зрителю = зритель/среде.
Поскольку золотые пропорции выражают наиболее экономичные соотношения, то, в конечном счете, любая социальная структура, рано или поздно, должна выстроиться в такую вышеуказанную схему, согласно принципу наименьшего действия. Если, конечно, она находится в свободно формируемых отношениях. Тогда общение с любым представителем отдельной ступени данного учреждения мгновенно высветит всю систему ценностей, норм и предпочтений, присущую данной пирамиде в целом. Конечно, было бы правильней проверить на практике данную гипотезу и границы ее применимости. (См. определение фрактала ниже.)
Но такие же цепочки звеньев выстраиваются и для всех тысяч социальных нитей взаимодействий. Например, правительство/министерству образования = министерство образования /вузу = вуз/преподавателю = преподаватель/студенту = студент/среде… Для армии – это очевидно. Для любой иерархической бюрократической системы – тоже.
Видимо, то же самое можно предположить и для мировых систем. Принцип наименьшего действия не знает исключений.
Если алгоритм поведения ступеней остается тем же, то мы имеем структуру
фрактала :
F (F(F(F(x)….)))) = min
Одним из основных свойств фракталов является самоподобие: любая часть
фрактала содержит информацию о всем фрактале. Определение фрактала звучит так:
«Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». Теория фракталов дает первое математическое выражение идее античного философа Анаксагора «все во всем», т.е. первое количественное представление качественной идеи самоподобия или взаимной вложенности структур, которая развивалась многими философами и учеными 2.5 тысячи лет. Теория фракталов нашла интенсивное развитие в теории бесконечной вложенности материи, которую называют также дискретной фрактальной парадигмой. Основные результаты в теории бесконечной вложенности материи были получены в первой пятилетке ХХI века.
Квазифрактал отличается от идеальных детерминированных фракталов
неполнотой и неточностью повторений структуры. Большинство встречающихся в природе фракталоподобных структур (границы облаков, линия берега, деревья, листья растений, кораллы, …) являются квазифракталами, поскольку на некотором малом масштабе фрактальная структура исчезает.
Э.Р.Григорьян, социолог