В последнее время армянские аналитики в том или ином вопросе довольно часто приводят аргументы, ссылаясь на опыт государства Израиль. Чувствуя, что такое рано или поздно может произойти, я ещё в 1997 году, то есть 21 год тому назад, опубликовал в газете “Республика Армения” объёмную аналитическую статью “Евреи и Армяне”. Статья имела подзаголовок — этно-государственные параллели. И естественно, в ней я говорил о параллелях в наших исторических судьбах на протяжении долгих веков. В эти века мы потеряли аристократию, войдя в ХХ век тремя основными прослойками: крестьянством, ремесленниками и торговцами. Именно выходцы из крестьянства, обозначенные мной “шустрыми”, с одной стороны, не дают умереть нации. А с другой стороны, – они не дают нации развиваться.
Все три президента Армении с их выбором окружения, с их структурами — это типичный пример крестьянского понимания власти, что в Истории обозначается как ветвь восточного самовластия, не понимающая сущности реформ демократического государственного устройства. Отсюда и то лицемерие, которое мы переживали все эти годы независимости. Это и есть миропонимание крестьянства в условиях внезапного распада СССР. Еврейский же народ на дорогах нелегкой судьбы потерял крестьянство и сегодня, как и весь двадцатый век, в Израиле бережно из городского элемента диаспоры в кибуцах созидают крестьянство нового типа. Еврейское государство, его военный и финансовый иммунитет имеет сложную структуру. Из большого числа влиятельных еврейских организаций выделим две: Всемирный еврейский конгресс и Конференция президентов ведущих американских еврейских организаций. По структуре евреи кастовый народ, как и государство Израиль. У нас и разное понимание принадлежности нации. Поэтому мы по-разному обозначаем части нации. В Израиле проживают израильтяне (то есть, не только евреи), а в мире – евреи. У нас: в Армении – армяне, а в мире – армяне Спюрка. Такое выделение говорит о нашей невнимательности, агрессивности понимания роли той или иной части армянской нации. Более того, мы идем дальше и разделяем как Спюрк, так и Армению, по многим признакам. В то время, как евреи вдумчиво ведут объединение. И главное, они объединяют по существу, системно и реально, в то время как армяне не уходят дальше слов. Евреи достигли того, что Израиль — важная часть инструментария еврейского народа. Вот еще одна несхожесть: армянин, выйдя за пределы страны (читай с аэропорта), внутренне, психологически воспринимает реальность как пандухт. В то время как еврей твердо встаёт на ту землю, куда прибыл, и сразу попадает в деловую атмосферу опекающих его организаций. Пока армяне ищут способы внедрения в новую этническую среду, они на одно поколение (а то и на два) отстают от евреев в натурализации в стране пребывания.
Величие Т. Герцля в том, что он сумел соединить стратегию нации и еврейский капитал. Отсюда и вся логика развития идеи возвращения на родину, в Израиль. Мы же до сих пор барахтаемся в девятнадцатом веке со своими не эффективными общенациональными организациями как в период Первой Республики, так и Третьей. Посмотрите фотографии Израиля первой половины ХХ в., а потом – наших дней. Теперь посмотрите фото Армении начала века, потом — 1970-80 гг. и теперь… Разорённая страна. Добавлю, реально уничтожена наукоёмкая промышленность, фундаментальная наука, высокие технологии… Есть отдельные ученые, но нет научной мысли, как организующей социум… Но это наше будущее.
Я не раз говорил о беспомощности армянского лобби по сравнению с еврейским. И причина неэффективности армянского лобби — в отсутствии современной системной мысли, рожденной на основе знаний, численности, характера нации и финансовых возможностей. За последние 20-25 лет распалось ядро армянской нации. Теперь армяне — нация диаспоры, ибо на исторических землях проживает, скорее всего, четверть нации, причем с сильной тенденцией новой эмиграции.
Мы с евреями во многих областях похожи, но мы разные по мироощущению и по миропониманию. У нас и разные возможности. И последнее — умеем ли мы, как Израиль, за дело сажать наших первых лиц?
13 августа 2018 г.
Лос Анджелес, США
— — — —
Статьи Рубена Ангаладяна — на его сайте.