Часть 4 большого интервью с Арсеном Мелик-Шахназаровым.
Часть 1 — здесь.
Часть 2 — здесь.
Часть 3 — здесь.
Интервью с Арсеном Мелик-Шахназаровым
Часть 4
— Арсен, давайте поговорим о городе Шуши. Как он развивался в первые полвека своего существования, что изменилось с приходом русской власти. Какое влияние вообще оказало русское господство на Шуши и весь Арцах?
— Изначально город был невелик, и хотя никакой статистики времен меликств и ханства мы не имеем, это ясно по первому же плану города, выполненному русскими военными инженерами в начала XIX века, вероятно вскоре после 1805 года, когда русский гарнизон вступил в Шуши.
Здесь, кстати говоря, следует отметить, что официальный Баку пытается «поднять на щит» Кюракчайский трактат 1805 года, по которому формальный глава ханства Ибрагим признал господство России. Такие соглашения были тогда заключены и с рядом других ханств. Ильхам Алиев представил недавно дело так, что по этому трактату Карабах-де вошёл в состав России, и подписал его с карабахской стороны Ибрагим-хан, что якобы свидетельствует о принадлежности края Азербайджану. Мы уже говорили, что никакого Азербайджана севернее Аракса не существовало до 1918 года, поэтому подобные рассуждения сами по себе глупы.
Проблема, однако, заключается в том, что этот трактат не имел статуса международного договора, а был тактическим ходом русских властей с целью упрочения де-факто в Карабахе. И лишь после заключения Русско-Персидского Гюлистанского договора в октябре 1813 года, обе воевавшие стороны – Россия и Персия признали факт перехода целого ряда ханств в состав России.
Отметим также, что все через год после полписания Кюракчайского трактата, в ходе очередного вторжения Персии, не признававшей сепаратных договоров местных ханов-губернаторов с русскими, Ибрагим пытался переметнуться к персам и был убит.
В советское же время с подачи Баку был внедрен тезис о присоединении «Азербайджана к России по Гюлистанскому договору», хотя никто в 1813 году не знал иного Азербайджана, кроме как провинции Персии южнее Аракса. То есть никакой Азербайджан никогда в Россию не входил, а уже в советское время задним числом придумали эту легенду. Примерно то же, как если бы в учебниках истории писали, что испанские конкистадоры в XVI веке вторглись в Гватемалу, Гондурас, Сальвадор, Белиз, Никарагуа и т.п.
На деле же по Гюлистанскому договору 1813 в состав России вошли более поливины земель Восточной Армении по левобережью Аракса, — включая Арцах и Зангезур, в то время как по Туркманчайскому 1828 года – лишь Эриванское и Нахичеванское ханства. Но чтобы «никому обидно не было» советская историография придумала сказочку: дескать, по Гюлистанскому договору в Россию вошёл Азербайджан, а по Туркманчайскому – Армения.
Отсюда и путаница в головах историков, учившихся по советским учебникам истории.
— Давайте вернемся к городу Шуши. С чего он начинался, и как рос?
— На имеющемся в РГВИА первом плане города-крепости (мы поместили его в фотоотчёте к материалу) очень хорошо видны замки мелика Шахназара и Ибрагима – старый и новый, — как уже говорилось, построенный после смерти Шахназара и на более высоком месте, близ Елисаветпольских (Гандзакских) ворот.
Видны и кварталы. Армянский находится к северу от построенного на холме замка и служб (два квадратных в плане строения) мелика Шахназара, — с улицами и двумя церквями. И мусульманский – к западу от старого замка Панаха и Ибрагима, который находился в нижней части плато (также квадратное в плане строение).
Мы знаем, что первыми переселенцами в Шуши стали жители армянского села Газанчи из Нахичевани, которые были вынуждены покинуть своё село в 1752 году из-за невыносимых притеснений тамошнего хана. Чуть позже сюда переселилась часть жителей города Агулиса, пострадавшего от землетрясения. Они образовали первые кварталы: Казанчецоц и Агулецоц, со своими одноименными церквями.
Жители Агулиса были связаны торговыми интересами с Тавризом, а жители села Казанчи славились как мастера по выделке медной посуды (отсюда и село получило свое название: «казан» означает котёл) и торговцы каменной солью. «Агулисцы и казанчинцы принесли в Шушу и свой ремесленный опыт, и свои торговые навыки, приняв живое участие в местном товарообмене и в транзитной торговле»[i].
Это наглядно демонстрирует, что изначально предполагалось, что Шуши станет местом поселения выходцев из разных регионов Восточной Армении – Нахичевана, Зангезура, собственно Арцаха.
— Почему, на ваш взгляд, было важно населить будущую столицу жителями из других армянских земель – той же Нахичевани, например? Кроме политических, были на то и иные причины?
— Думаю, да. Ко времени создания Шуши карабахские армяне четверть века находились в условиях перманентной войны с османскими турками, которые вознамерились оторвать Закавказье от Персии в период междоусобных войн внутри последней и разрушительных вторжений в неё воинственных афганцев. Естественно, что эти беспрерывные войны унесли многие тысячи жизней, заставили карабахских князей-меликов мобилизовать все силы и экономику своих владений на военные нужды. В этих условиях говорить о каком-либо строительстве или зодчестве в крае, — иначе чем военном, — явно не приходилось. Не случайно, после самого, пожалуй, значительного в истории Арцаха периода расцвета церковного и вообще строительного зодчества в середине и конце XVII века, в 1720-1750-е гг. в Нагорном Карабахе вовсе не было создано каких-либо заметных образцов культовой и гражданской архитектуры.
Образно говоря, весь Арцах был тогда большим военным лагерем и целое поколение мужчин имело навыки прежде всего, а то и исключительно воинского дела, чем и объясняется приглашение меликом Шахназаром армян-строителей и ремесленников из Нахичевани.
Таким образом, если подвластные карабахским меликам сельчане являли собой прежде всего военную силу, то вновь поселённые жители Шуши, на наш взгляд, призваны были не только развивать новый город, но и вернуть во владения меликов во многом утраченные за десятилетия войн традиции строительства, ремесленничества и т. п.
— После упразднения ханства, город стал развиваться быстрыми темпами, не так ли?
Да. после присоединения Арцаха к России, прекращению войн и грабительских набегов население города стало расти быстрее. В год упразднения деспотической власти Мехти-хана, в 1822 году к горожанам присоединились и выходцы из Зангезурского Мегри, основавшие квартал Мегрецоц и одноименную церковь. Позже возникли кварталы Карабахцоц, Веринтаг и другие: после упразднения ханства усилился приток в город жителей из сел и провинций Арцаха.
Мусульманский квартал Тавризли, по мере заселения также распадался на отдельные кварталы, каждый из которых стал называться по имени осевшего здесь кочевого племени — Саатлы, Кюрдлар, Джухудлар, — или по расположению на местности, как, например, наиболее старый квартал Чухур («Яма»), рядом с замком вождя кочевников Панаха.
В 1846 году Шуши получил статус уездного города в составе Шемахинской губернии. Его герб мы привели в фотоотчёте.
«Кавказский календарь» на 1852 год свидетельствовал: «Город построен неправильно, улицы кривы, местами весьма круты, и хотя в верхней армянской половине города большею частью вымощены, то чрезвычайно не ровны … В нижней части города, населённой мусульманами, служат для сообщения узкие переулки. Постройки в городе каменные… В городе, почти при каждом доме, есть фруктовые садики, зелень которых летом придаёт ему живописный вид…»
— Что дало толчок быстрому развитию города?
Ремёсла и торговля. Ну, и факт наличия в Шуши большого количества землевладельцев из числа старых — меликов, беков, и новых — разбогатевших при последнем хане на перераспределении и захвате земель мусульман.
Через город проходил кратчайший и наиболее безопасный путь из Шемахи (Шамахи) в Тавриз, через Худапиринские мосты на Араксе.
«Шамаха была исходным пунктом для товаров, шедших из России и через Россию, Тавриз же – основным складом для товаров персидских, европейских (поступающих через Трапизон, Эрзерум, Ереван и Нахичеван) и, наконец, индийских, проникавших через гавани на Персидском заливе». – писал Степан Лисициан в упомянутой выше работе «Армяне Нагорного Карабаха».
Хочу напомнить, что ни о каком Азербайджане севернее Аракса в XIX веке никто и слыхом не слыхивал. Если вы сегодня загляните хотя бы в Випидению, вы ничего не прочтёте о знаменитых армянских шемахинских купцах и виноделах, хотя известные источники того времени немало сообщают о них. И о том, например, что виноградарством в Шемахе вплоть до конца XIX века занимались исключительно армяне. Какое виноградарство может быть у полукочевых народов, да ещё и мусульман, которые виноделием не занимались? То есть, опять видна недоработка армянской историографии, которая по инерции советских ещё времён не хочет залезать в «чужой» огород.
Наиболее богатые шушинские купцы вели транзитную торговлю между персидским городом Тавризом и Нижним Новгородом в России.
— Что же представляла собой Шуши к середине позапрошлого века?
В 1855 году, когда был создан ранее упомянутый нами Генплан города, в Шуши городе было 16 государственных зданий, четыре караван-сарая, семь бань, государственных учебных заведений — три. Было семь площадей; 970 колодцев; пять армянских церквей (в том числе — монастырь); одна русская церковь; две мечети. (Кавказский календарь на 1856 год, Тифлис, 1855., с. 358–360)
Население Шуши составляло 15194 человека, из которых армян было 7761 человек, им принадлежало 1715 домов; татар насчитывалось 7391 человек, 1319 — домов; русских — 42 человека, 6 — домов. Занимались торговлей 713 армян и 301 татарин; ремёслами — 1318 армян и 545 татар.
По мере умиротворения края, особенно после его перехода под власть Российской империи, жившим в Шуше вчерашним кочевникам-тюркам волей-неволей пришлось менять традиционный уклад удальца-разбойника (кочевничество было утрачено ещё ранее, после поселения их на Шушинском плато) на более мирные занятия. А поскольку ставшие горожанами бывшие кочевники земледелию научиться не могли, в новой мирной жизни они постепенно вынуждены были перенимать у своих армянских соседей опыт торговли и ремесленничества.
Совершенно очевидно и то, что вчерашние кочевники-мусульмане ранее не имели никаких понятий ни о градостроительстве, ни о городской культуре вообще, поэтому изначально явились элементом, перенимавшем эти традиции у своих более продвинутых в этих вопросах соседей-армян.
— В документах часто упоминаются части Шуши: первая часть города, вторая. О чём идёт речь?
Особенностью планировочной структуры являлось ярко выраженное деление города на две самостоятельные части. Прямые связи между широкими уличными магистралями и общественно-торговыми центрами обеих частей практически отсутствовали.
Армянский сектор территориально и по своему общественно-экономическому значению уже с середины XIX века становится доминантным ядром Шуши. Это было вполне закономерно, ибо без тирании ханов и при зарождении капиталистических отношений, присущие армянам тысячелетние традиции городской культуры сыграли определяющее значение. Поэтому Армянская часть получила название Первой части города, а мусульманская – Второй.
Основные государственные российские учреждения – банк, почта, телеграф находились в Армянской части, в квартале Агулецоц, непосредственно соседствовавшим с татарским базаром. Этот квартал более всего и пострадал в ходе погромов 1905 года.
В Армянской части находились и казармы гарнизона, в том время как военный лазарет — в Татарской, второй части.
В начале XX века в Первой части находились зимнее и летнее здания Общественного собрания, театр, два кинотеатра, наконец, мэрия (городская управа).
— Как получилось, что молодой относительно город к началу XX века стал третьим по численности в Закавказье?
Раскрепощение армян Арцаха и всего Закавказья от иноверного ига с его примитивной экономикой способствовало пробуждению торгово-ремесленных традиций и возникновению новых экономических отношений в широких массах. Действительно, будучи уездным городом, Шуши намного опережал по своему развитию большинство губернских городов Закавказья. О чём многократно свидетельствовали современники.
Продолжение следует
Беседу вёл Александр АНДРЕАСЯН
[i] Лисициан С. Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк. Изд. АН Армении,
Ереван, 1992, с. 70-71.