Каждый город имеет свой план стратегического развития, в который должна входить и социальная составляющая. Специфика управленческих решений в социальной сфере должна соотноситься с этим стратегическим планом и регулировать отклонения от него. Характерным для Еревана, на мой взгляд, является следующее положение: вся ответственность за такого рода решения распределяется между властными структурами мэрии и бизнесом, без подключения к процессу выработки решений и их реализации заинтересованной общественности и населения в целом. Однако нормальная жизнедеятельность города Еревана и его развитие в соответствии с требованиями времени тесно связаны с самоорганизационным потенциалом населения, его гражданской, творческой, трудовой и другими видами активности. Одними из важных показателей городской жизни являются социальное напряжение, социальная энергия, социальный тонус как динамические характеристики социальной реальности. К ним можно присоединить множество ныне текущих социальных процессов, которые практически не подвергаются изучению.
Например, процесс урбанизации города Еревана является сегодня основным источником развития армянской цивилизации, так как напряженная, мобилизованная социальная энергия города, носителем которой выступают различные формы общественных, культурных и образовательных учреждений и объединений населения, стимулирует и творческую энергию этой самобытной цивилизации. Социальные процессы, формирующие и обеспечивающие жизнь города Еревана, многообразны и разноплановы. Стоит присмотреться к вариативным особенностям каждого уголка, каждого района города, создающего определенный тип социального настроения, поддерживающего специфический уровень энергии, обладающего собственным тонусом. Изменение состава населения, приток мигрантов, повышение мобильности жителей, интенсивность культурной жизнедеятельности сказываются на незаметных для посторонних новациях в местном нормотворчестве, в принимаемых или отстраняемых типах и правилах поведения, вплоть до появления особой девиантности — полукриминальных дворовых авторитетов, ставящих под свой контроль неприметную обыденную жизнь данного участка города. А уже не считаться с этими авторитетами не пожелаем никому из соседей. Так, общественная жизнь исподволь перетекает из стратегически организованной формы в мелкопоместные интересы малообразованной, подчас наиболее примитивной, как правило, нигде не работающей группы, сбившейся в шайку, и решающей вопросы платной стоянки, размещения рекламы, доступа к торговым точкам, выноса мусора и прочих вопросов, оставшихся на усмотрении жильцов.
В широком смысле культурная жизнь Еревана подчинена внутреннему напряжению, которое задается сплетением идей, правил, действий и интересов самых различных индивидов и социальных групп, и в этом плане осуществляется, как мне кажется, совершенно стихийно, без оформленного и продуманного управленческого воздействия. Поэтому, то возникающее спонтанно, и общее для всех социокультурное поле напряжения, в котором живет город, возникает каждый раз неожиданно для всех жителей, и скорее определяется актуализируемой извне потребностью, то ли торговой, то ли политической (например, Фейсбуком), которая обрушивается как кирпич на голову, создавая тот тип проблем, который не входит в компетенцию самих жителей, а относится к социологии.
Здесь уместно было бы спросить историков, ради какой потребности возник город, каковы были заложенные подспудно интенции, какие из них сохранились, какие мешают, а какие из них способствуют развитию города, и что никогда не вытравишь из его атмосферы, хотя бы потому, что оно связано с его географическим положением или геополитической ролью.
Как это характерно и для других городов, ведущую роль в развитии города Еревана играли значимые общественные потребности: производство необходимых видов продукции, оказание услуг (торговых, транспортных, оборонных), выполнение государственных или иных функций. При изменении потребностей общества меняются условия напряжения, и медленно угасают одни функции города, уступая место иным. Одновременно, меняется и тип доминируемой личности. Возвышаются люди, обладающие теми качествами, которые соответствуют требованиям новых условий. Не знаю, насколько мое впечатление верно, но мне кажется, стал преобладать круглоголовый, бочкообразный тип человека.
Поскольку весь это процесс почти не подвергается продуманному управлению, то бесследно теряются те нравы, культурные нормы и стили жизни, включая язык и обхождение, которые диссонируют с наличным бытием. Это наносит непоправимый урон развитию армянской культуры и цивилизации, так как опять теряется кумулятивность развития, т.е., накопление достижений прошлого и придания им статуса субкультуры. Заметим в скобках, что именно на кумулятивности развития основаны все великие законы природы, и даже «Золотое сечение» вместе со знаменитыми числами Фибоначчи и законом филлотаксиса. Поэтому вопрос сохранения внутреннего социального богатства жизненных проявлений города, синхронно возникающих как отклик на внешнее давление общественных обстоятельств, требует пристального внимания и детального исследования.
В связи с частичной неуправляемостью этими процессами возникает смещение в развитии города: преобладает ориентация на интересы предприятий, в первую очередь, торговли, а не на интересы города. Ввиду неразвитости социального потенциала чувствуется отсутствие внутренних социальных резервов устойчивости к негативным внешним воздействиям, отсутствует центральное авторитетное звено, которое могло бы формулировать продуманные социальные «буллы». Если же отсутствуют такие кадры, то необходимо ориентироваться на создание внутренних объективных и субъективных факторов, например, таких общественных организаций, которые в дальнейшем помогут населению самому решать проблемы своего города, реализуя при этом имеющиеся интересы и потребности.
Человек непрерывно производит социальную энергию определенного типа. Многое зависит от управленческого воздействия – какую энергию будет порождать человек, разрушительную или созидательную. А этот вопрос прямо упирается в организационную структуру города: какие организации преобладают, какую социальную миссию они несут, какую нравственную атмосферу создают и т.д.
В связи с этим в качестве одного из жизненно важных показателей настроения города может быть изучен социальный тонус Еревана, выступающий мерой социального напряжения, социальной энергичности и минорной или мажорной ее направленности. Социальный тонус — это показатель жизнедеятельности социума, жизнеспособности населения города, показатель конфликтности, неустойчивости, эмоциональной возбужденности или удовлетворенности качеством жизни, уровнем активности и социальной интеграции. Он включает социокультурные регуляторы — нормы, ценности, традиции, культурные образцы, так же как и формы самоорганизации населения. Предстоит еще разработка эмпирических индикаторов, способных адекватно отражать динамику состояния этой характеристики Еревана, и особенно, механизм ее управления. Нужна теоретическая социологическая концепция социального тонуса города, определение ведущего типа производимой им социальной энергии; социокультурный анализ тенденций развития социального тонуса в контексте социокультурной и синергетической перспективы и т.д.
На тонус города оказывают влияние самые различные обстоятельства. Известно, что перекресток на улице Аршакуняц, напротив цирка, считается самым опасным перекрестком в городе. Люди испытывают самый настоящий страх и стресс при его переходе. Много статей написал лично я сам, начиная с 2008 г., описывая последствия этих стрессов на состояние здоровья как пешеходов, так и водителей. Ведь, они проезжая на постоянно горящую зеленую стрелку, не видят пешеходов, идущих тоже на зеленый свет.
Расскажу один эпизод. Когда прокладывали кабель к недавно установленному на перекрестке огромному теле-щиту, я обратился к рабочему с вопросом о причинах его установки. На что он полушутя ответил, «Чтобы машины врезались друг другу в бампер, когда на экране покажется симпатичная красотка». А кто финансирует эту установку, задал я следующий вопрос. «Как кто? Евросоюз! У нас таких денег нет!», уже серьезно ответил он. Меня удивила политическая трезвость этого рабочего, чего, к сожалению, не увидишь у политологов.
Социология призвана приручить социальную жизнь, создать вполне управляемый на благо граждан, комфортабельный и достойный образ жизни. Для этого она выявляет причины, приводящие к негативному изменению, прослеживает взаимосвязь между разными сферами, их интересами и степенью воздействия на поведение и ценностные ориентации населения, его активность и формы ее проявления. Такая диагностика не одномоментное исследование, а фундамент для организационного, культурного и цивилизационного строительства. Ведь все армяне мира с надеждой смотрят на Ереван и ждут от него следующего витка развития армянской цивилизации.
Григорьян Э.Р., социолог.