За давностью лет многое из содержательного забывается. Ваграм Папазян скончался около 60 лет назад, и многим молодым ныне не очень понятна связь игранных им ролей Отелло и других с темой борьбы с фашизмом. В хронологическом материале о Папазяне в 1941-1945 годы (в разделе об июне 1942 г.) упоминается статья А. Сизова в газете «Вечерняя Москва». Мы нашли саму газету и приводим здесь её копию, а также оцифрованный текст. Поскольку гидра неофашизма вновь подняла голову в разных регионах (в новых формах), то и Папазян, и сказанное в статье актуально и сегодня.

ПАПАЗЯН-ОТЕЛЛО. НА ВЕЧЕРЕ АРТИСТА в ВТО
А. Сизов (возможно, это Андрей Николаевич Сизов (1907-1978),похоронен в Москве на Армянском кладбище)
Газета «Вечерняя Москва», 17 июня 1942 г.
Народный артист Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР Ваграм Папазян — один из крупнейших советских мастеров шекспировского репертуара на мировой сцене.
… Однажды во время его заграничных гастролей к нему в уборную после спектакля «Отелло» вошел высокий человек в белом бурнусе. Это был шейх одного мавританского племени. Папазян встал ему навстречу.
Шейх подошел к нему вплотную и неожиданно для артиста вынул из-за пояса Отелло бутафорский кинжал.
Подавая Папазяну взамен свое боевое оружие, он сказал:
— Возьми! Настоящий мавр, такой как ты, не может удовлетвориться бутафорским кинжалом.
Такова исключительная сила действия игры Ваграма Папазяна на зрителей. Его огненное искусство, исполненное подлинного пафоса, чуждое всякой ходульности и фальши, — оружие не бутафорское, а настоящая, благородная сталь, «свободы тайной страж карающий кинжал».

Отелло — коронная роль Папазяна. В ней он выступает как борец против средневекового расизма. Отелло для Папазяна — это прежде всего человек, который борется за свое место под солнцем, за свое право на жизнь и любовь, за свое счастье и счастье всех людей независимо от их национальности.
Роль Отелло сыграна Папазяном больше 2000 раз. От этого она не только не поблекла, а приобрела подобно старой скрипке новые, глубокие тона.
В дни великой освободительной войны против гитлеровской Германии проповедь шекспировского гуманизма звучит в устах Папазяна особенно убедительно.
Папазян — подлинный хранитель великих традиций героико-романтического театра. И его искусство, его актерское мастерство, как никогда, созвучно нашим героическим дням.
Для того, чтобы показать со сцены наших героев, которых можно сравнить только с героями «Манаса», «Джангра», «Витязя в тигровой шкуре», «Давида Сасунского», нужна высокая правда героического эпоса, нужны краски героического театра. Папазян дает нам такие краски, и в этом огромное значение его творчества, которое охарактеризовал в своем вступительном слове на вечере артиста в Доме актера Г. Гоян.
После сыгранных пианисткой И. Вастерман нескольких вещей Листа Папазян выступил в отрывках из «Отелло», «Макбета» и «Гамлета», сыграв их на русском, итальянском и армянском языках. Роль Дездемоны тепло и искренно исполнила артистка Е. Колесникова.
В дни укрепления боевого содружества СССР и Англии важнейшим звеном культурной связи между двумя великими народами является пропаганда и великого наследия Шекспира — бессмертного борца против всяческого мракобесия и человеконенавистничества.
А. Сизов.