On September 9, 2021, the Russian «Sputnik news agency» raised an issue that for some reason is hushed up in the media and specialized departments of Armenia. It is about the threat of another destruction of the Armenian cultural heritage in Turkey.
The Armenian community of St. Petersburg, Russia always keeps in the focus of its attention the topic of preserving the Armenian cultural heritage. Just two recent examples:
- in November 2020, there was an initiative calling for the protection of the Armenian cultural heritage in Artsakh, which was supported by about 70 prominent cultural figures of Russia,
- on February 24-25, 2021, an online round table was held with the participation of experts from seven cities, including Sofia and the International Center of the Roerichs.
Publishing below the full article by Artyom Yerkanyan in «Sputnik news agency», we call on lawyers and experts in the field of cultural heritage to join the current discussion of conservation issues. Translation is by Miaban. Pictures are taken from the Ani page in Wikipedia.
In the city of Ani, which was once the capital of the Armenian kingdom, excavations are being resumed. The material of «Sputnik Armenia» columnist Artyom Yerkanyan shows what is behind the decision of the Turkish Ministry of culture in reality.
On the ruins of the city of Ani, which was once the capital of the Armenian kingdom, excavations have been resumed and preparations are underway for restoration work. The Turkish Ministry of Culture is reporting on another important event designed to «preserve the heritage of the Turkish nation.» A number of circumstances suggest that one of the goals of the work being carried out is the destruction of traces of the Armenian presence.
As reported recently by the «Anadolu» Turkish news agency, archaeological excavations in Ani have begun on the personal order of President Recep Tayyip Erdogan. They are attended by 35 specialists from 12 scientific and educational institutions. The project is led by Muhammad Arslan, head of the Faculty of Art History at the Caucasus University in Kars. In an interview with reporters, he gave very remarkable explanations that allow one to guess about the true tasks assigned to his group. The assistant professor said: «Excavations are being carried out in the territory of the market of the Seljuk times, in Seljuk mansions, in a large Seljuk bathhouse, as well as in the territory of the cemetery.» One might get the impression that Ani was a Seljuk and not an Armenian city. At least, the mission of Mr. Arslan, as I understand it, is precisely to create the basis for such a conclusion.
The Bagratuni Kingdom of Armenia, c. 1000
The subjectivity of the Turkish authorities in the choice of priorities is questioning the historical value of all Ani’s monuments. The Turkish Ministry of Culture has been known for its dubious bias before, funding research and restoration of monuments that needed it least. Several years ago, the former governor of Kars, Ahmed Kara, let slip that the plans of the Ministry of Culture include the restoration of the Muradie bath, the caravanserai and the fortress walls. Pay attention — the focus is on those buildings and structures, the architecture of which does not betray the Armenian origin of their authors. The reason for such selectivity, I think, is clear to everyone.
Министерство культуры Турции и прежде отличалось сомнительной пристрастностью, финансируя исследование и реставрацию памятников, которые меньше всего в этом нуждались. Несколько лет назад бывший губернатор Карса Ахмед Кара проговорился, что в планах Минкульта – реставрация бани Мурадие, караван-сарая и крепостных стен. Обратите внимание – в центре внимания именно те здания и строения, архитектура которых не выдает армянское происхождение их авторов. Причина такой выборочности, думается, всем понятна.
Руины городских стен и оборонительных башен
В этом смысле примечательным выглядит и то, что 15 лет назад реставрационные работы в Ани турецкие власти начали с мечети Эбул Манучер, при том, что она была в куда лучшем состоянии, чем армянские храмы. Пока десятки анийских соборов, церквей, монастырей и часовен в прямом смысле слова рушились на глазах, реставраторы наводили марафет стен единственного в городе мусульманского культового сооружения, сохранности и прочности которого ничто не угрожало. Министр культуры Мехмет Нури Эрсой был восхищен работой реставраторов, обновивших фасад мечети Манучера, но даже не заметил, что своды находящегося совсем рядом собора Аменапркич вновь стали обваливаться. Впрочем, может это его как раз и устраивает.
Панорама северных стен Ани; апрель 2011 года
Турецкая пропаганда делает все возможное, чтоб скрыть следы армянского присутствия и в тоже время – обосновать легенду о том, что к строительству Ани были причастны сельджуки. Наглядным примером этого идеологического заказа является недавняя публикация на странице государственного информационного агентства «Анадолу», посвятившего статью истории города Ани. Вот выдержка: «На территории Ани обнаружены образцы исламской архитектуры, относящиеся к XI-XII векам. В Ани проживали представители 23 различных цивилизаций. Ани пережил правление византийцев, персов Сасанидов, курдов Шеддадидов, грузинских атабеков, турок-сельджуков, племен Каракоюнлу и Аккоюнлу, Османской и Российской империй…». И ни слова о том, что Ани был основан армянскими князьями рода Багратуни и был столицей Анийского армянского церства. Ни слова о том, что и после падения Багратидов Ани продолжал оставаться армянским городом. Ни слова о том, что практически все сохранившиеся архитектурные памятники города (даже мусульманские) были построены армянскими архитекторами и армянскими зодчими. Вот такая вот «дружба народов».
В 1905—1906 году в церкви Святого Григория проводили раскопки под руководством Николая Марра.
Конечно, турки вправе сами решать, что они хотят восстанавливать, а чему молча позволят сровняться с землей. Но все дело в том, что проведенные работы Анкара собирается представить как собственный вклад в дело сохранения мирового наследия. Перед тем, как в июле 2016-го включить руины города Ани в список памятников всемирного наследия, ЮНЕСКО выдвинул Турции требование – самостоятельно провести безотлагательные работы по восстановлению памятников, которым грозит обрушение. Тогда-то турки и взялись реставрировать мечеть Манучера. Формальное выполнение условия ЮНЕСКО позволило Анкаре рассчитывать на серьезную материальную поддержку со стороны международных фондов, финансирующих работы по сохранению исторических памятников. Это способствовало значительному росту числа приезжающих в Ани туристов, что тоже принесло немалые доходы. С начала 2000-х число посещающих Ани туристов практически удвоилось и по прогнозам скоро достигнет 200 тысяч в год. Если каждый их них потратит хотя бы 200 долларов, Карская область Турции заработает на этом 40 миллионов.
Таким образом, восстанавливая мечеть и другие светские строения, не связанные с армянами, турецкие правители решают одновременно три задачи. С одной стороны, выполняют формальное условие международных структур для финансирования масштабных реставрационных работ. С другой стороны, развивают туризм, сулящий нешуточные прибыли. Но самое главное — создают почву для обоснования легенды о том, что Ани был городом исламской культуры.
Работы, проводимые в эти дни под предлогом археологических раскопок, могут быть использованы для внесения в облик разрушенного города необходимых кому-то корректив. Есть серьезные основания опасаться, что истиной целью возобновления работ является уничтожение следов армянской цивилизации.
Министерство культуры Турции утверждает, что до восстановления христианских церквей очередь тоже дойдет. Еще несколько лет назад турецкие официальные лица заверяли, что реставрация храмов Ани будет проводиться в сотрудничестве со специалистами из Армении. Но до пока что наших экспертов и близко не подпускают. А что могут сделать с армянскими храмами турецкие реставраторы – можно только догадываться. Горький опыт реконструкции собора Святых апостолов в Карсе убеждает, что опасения не беспочвенны. Единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь была восстановлена с грубейшими ошибками. В новом облике церкви, здание которой сейчас используется в качестве мечети, не осталось почти ничего армянского. Еще одно подтверждение оправданности опасений – проведенная в 2007-м году поверхностная и неграмотная реставрация Дворца Парона в Ани. Армянские археологи были возмущены, увидев, что было построено над сохранившейся частью дворца. На месте величественных и изящных княжеских палат возвели обыкновенную каменную коробку, не имеющую ничего общего с оригиналом. Между тем строительство этой «коробки» было представлено турецкой пропагандой как жест доброй воли в отношении армян.
Есть серьезные опасения, связанные, в частности, с планами реставрации Кафедрального собора Святой Богородицы. В декабре 2012-го на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета по сохранению памятников была принята резолюция, призывающая Турцию немедленно заняться реставрацией Кафедрального собора и церкви Аменапркич, которым грозит разрушение. После этого стены храма были укреплены металлическими конструкциями, призванными предотвратить обвал. Как только «Всемирный фонд памятников» подтвердил готовность финансировать реставрацию, министерство культуры Турции объявило тендер. Победившая турецкая компания ждет окончательного добра для начала работ. Но это не только обнадеживает, но и настораживает. Дело в том, что турецкие националисты не раз требовали преобразовать Кафедральный собор Ани в мечеть, как сделали это со стамбульским православным храмом Святой Софии.
Кафедральный собор, который в 989 году был построен армянским зодчим Трдатом по заказу царя Смбата Второго, многие турки считают мечетью только потому, что в 1064 году вторгшийся в армянскую столицу султан Алпарсан провел в стенах храма пятничный намаз. Это был первый намаз, проведенный на территории современной Турции. Им Алпарсан возблагодарил Всевышнего за силу, ниспосланную для разгрома армян и завоевания их земель. Слово «завоевание» по-турецки — «фетих». Потому турецкие националисты называют Кафедральный собор Ани не иначе, как «Фетхие» и считают его своей святыней. Несколько лет назад Партия националистического движения, являющаяся коалиционным партнером президента Эрдогана, устроила масштабную пропагандистскую акцию, организовав в Кафедральном соборе Ани массовый пятничный намаз. Именно тогда и был озвучен призыв превратить собор в мечеть. Как знать, быть может предстоящая реставрация станет новым импульсом к возобновлению дискуссии о необходимости преобразования армянского храма в суннитскую мечеть. В современной Турции все возможно.