19 ноября было интервью одного из талантливых (хотя почти все армяне талантливы) и энергичных (по движению руками за 20 минут, сидя на одном месте, он побил все рекорды в эфире – ни одной секунды без дирижирования руками. Наверное, потому Татул сел немного подальше) молодых публичных деятелей.
Речь о почётном гражданине с июня 2016 г. Евразийского Союза Менуа Арутюняне http://rosorgkomitet.ru/content/nominees/241
и его интервью Татулу Акопяну на канале Сивилнет.
В своей странице в ФБ Менуа дает ссылку почему-то на сайт Шамшяна (наверно, потому что он тоже на букву Ш, как и слово шустрый)
Хотел бы обратить внимание на одну небольшую, но важную деталь в интервью.
Я имею в виду не критику Эдмона в том, что тот перебежчик (хотя и про манипуляции самого Менуа писали не раз ранее, например, в марте 2017 г. http://www.shame.am/ru/news/view/64043.html)
Ключевая мысль Менуа Арутюняна — об императиве справедливости, недопустимости лжи, критика «шустрых».
О справедливости и против любой лжи говорит Менуа в каждом выступлении, в т.ч. и 20 ноября https://www.youtube.com/watch?v=nJ0knkr6wwM
Но справедливо ли, допустимо ли использовать чужие мысли без ссылки на автора? Это же плагиат, разве не так?
Про шустрых Менуа говорит с 13:30.
В 14:10 Менуа снова говорит о прослойке шустрых между властью и народом.
14:45 – снова о шустрых.
— — — —
У меня подозрение, что идею шустрых Менуа взял у Рубена Ангаладяна, но ссылку на него почему-то не даёт.
Считаю, что концепция шустрости («шуструцюн») и «шустрых» в армянской политике принадлежит Рубену Ангаладяну.
Он об этом говорил и писал ещё в 1990-ых – сперва в статьях и интервью на армянском, а затем и на русском. Так, одна статья была в 1994 г. (Менуа тогда было 12 лет).
Хотя слово шустрый становится международным термином. К слову, в Тбилиси это слово давно стало частью их языка.
Но Менуа несколько примитивизирует концепцию «шустрых» Рубена.
У Рубена шустрые и шустрость – это все мы, это наша ментальность, столетиями сформировавшийся тип армянина.
И потому даже та прослойка, о которой говорит Менуа, не может быть иной, нежели шустрой и из шустрых. Рубен призывает изменить наш менталитет, традицию шустрости на всех уровнях, а не только в одной какой-то прослойке, которая обречена быть шустрой и из шустрых, будучи порождением системы и атмосферы шустрых.
Из более поздних (после 1990-ых) материалов Рубена, которые отражены в Интернете, назову несколько и короткие цитаты. Хотя следует читать и обсуждать его статьи полностью.
Термин «шустрый» Рубен Ангаладян употребил в своей книге на армянском языке «Ազգային Ինքնաճանաչողություն» (Армянское национальное самосознание), которая вышла в Ереване в 1997 году (тогда Менуа было 15 лет).
Июнь 2007 г. (тогда Менуа было около 25 лет)
Цитата из статьи Р. Ангаладяна:
«Проблемы и задачи, которые стоят перед страной требуют от Армении высокоинтеллектуальных, высокопрофессиональных и, в то же время, энергичных людях в разных областях управления обществом. Открытость и прозрачность государственной исполнительской, судебной систем внушают доверия инвесторам (своим и иностранным), без которых нет, и не может быть процветания страны. И самое главное, СПРАВЕДЛИВОСТИ. Однако, мы не наблюдаем во власти людей высокоинтеллектуальных и энергичных. Вместо такого сочетания мы видим «шустрого» и натренированного человека, который смело обходит закон. А закон стыдливо отворачивается, будто у нее отняли девственность. Отсюда, мы видим деградацию интеллектуальной среды в обществе, а вместе с ней деградацию научной, и в первую очередь академической мысли.» https://archive.168.am/ru/articles/4103
Парой месяцев позже – Рубен написал в статье в Аравоте.
Июнь 2009 в журнале «Анив»
«Это один из существенных недостатков нации — раньше времени поднимать на борьбу на словах, а в час испытания, раздразнив врага, на поле брани остаются сознательные и подлинные воины, остальные уезжают, ибо они живчики. Они «шустрые» — это те, кто пренебрегает законом. Но в застольях они с такой театральной страстью пьют за Родину и за Месть, что думаешь о себе — какой я ущербный… А потом понимаешь, что это обычный театр. Ни Монте, ни Леонид не были многословными, но были подлинными.»
Май 2011 г.
16.30
«Национальная специфика следующая. Мы имеем следующий очень специфический характер, тип, смысл которого в том, что армянин надеется только на себя. То, что мы называем словом «шустрый». Но такой сложившийся тип, который всё национальное спрессовывает внутрь себя, как ответственное лицо, защитника и передатчика, такой тип личности никогда не будет иметь в мыслях присодиниться к некоей системе и стать частью какой-то системы. Он сам себе система и полностью самообеспечивает самого себя. И именно такой тип армянина смог выжить длинной историей и сохраниться, создавать семью и продолжать армянскую жизнь. Армянская жизнь — она из таких личностей. Каждая маленькая семья, каждая ячейка — это маленькая Армения. Армянский народ при таком национальном типе не исчезнет, но может исчезнуть Армения.»
27.00
(вопрос: но как менять человеческий базис, оценки, если мы имеем общество «шустрых»)
«Шустрый никогда не решает фундаментальные вопросы. Он решает только оперативные вопросы, которые возникают в конкретное время: как что-то достичь, как получить именно в короткий промежуток времени. Потому такой тип людей и называют шустрыми. Нужны новые фундаментальные люди, которые будут решать важные проблемы. Невозможно этого добиться изменения в нации революционным путем. Нужны носители новых идей. Потому я предлагаю, чтобы 30-40 человек собрались бы.»
….
Август 2018 г.
«Именно выходцы из крестьянства, обозначенные мной “шустрыми”, с одной стороны, не дают умереть нации. А с другой стороны, – они не дают нации развиваться.»
4 октября 2018 г.
(24:00 в видеозаписи) «Ранее в Армении были шустрые одного типа. Сегодня – опять шустрые, но другого типа. Не только власти должны меняться – мы сами тоже, в первую очередь.»
Рубен Ангаладян говорит не только о шустрых, но и о середнячках, об усреднено-универсальном типе армянина.
«нашим застольем заправляет сообщество типичных армян. Все решают собравшиеся середнячки, эдакие крепыши, четко усвоившие и оберегающие всю немудреную традицию национального уклада жизни.
…
Он был лишен государственного иммунитета целое мрачное и трагическое тысячелетие, и он полагался на себя. Это генетика. Но этот генотип как не давал нации умереть, исчезнуть в веках, так сегодня мешает ее развитию. Народ составлял три сословия – крестьян, торговцев и ремесленников. Он не дает нации умереть, но он же не дают ей развиваться. Однако, он абсолютно конкурентоспособен с любым середнячком в любой нации. . Лишь такой тип людей выжил в нации, стал носителем всего армянского, создал традицию и сам ее оберегает. Он определял и определяет погоду внутри национальной жизни. Таким образом, усредненно-универсальный тип не только позвоночник нации, но и его мысль. В нации он составил три сословия: крестьянство, ремесленничества, и купечества. За тысячелетие уничтожил знать и аристократию.
…
Ирландцы говорят: «Хочешь, чтобы тебя любили – умри!» У армян есть очень похожее выражение, которое приблизительно переводится так: «Пойди – умри, приди – полюблю.» Есть и обиженные знаменитые армяне, которые не подпускают к себе соотечественников, замечая, «а где же вы были раньше…» В частности, такую мысль высказал писатель Анри Труайя, который до сих пор оставляет армян без внимания. В такие минуты усредненно-универсальный армянин, или иначе, носитель армянства хмурит брови, вскидывает руки, тихо ругается в сторону, и под конец заявляет, мол «армянам такие оборотни не нужны». Однако над проблемой он не желает задуматься и не делает никаких выводов. И обратите внимание, он уже говорит от имени всех армян, от имени народа. Все это носит отпечаток или синдром геноцида, как с одной стороны, так и с другой.
…
Армянин любит накрывать столы для выдающихся представителей культуры, науки, спорта, но не любит делать финансовые вливания для их развития. Он может поддержать такого же середнячка от культуры или спорта, и реже от науки, как и он сам. Во-первых, такой середнячок для его интеллекта доступен и понятен, а потом, и это решающее, не надо много затрачивать средств, а самолюбие – уже польщено. Должен заметить, что в истории Армении я не помню случая, чтобы выдающийся армянский творец, будь то писатель, драматург, актер или художник, музыкант, архитектор жил бы богато. А тем более, чтобы разбогател. Конечно, могут указать, к примеру, на все тех же – В.Сарояна, или А. Хачатуряна, Азнавура или Гарзу, Л. Амара, , Агасси, А. Проста, Г. Шлдяна – но они разбогатели не на армянские деньги, да и знаменитыми стали вне армянской жизни и культуры. А, как известно, на чужие деньги национальную культуру не создашь.
…
В разговорной речи у армян отсутствуют такие выражения, как: «мне кажется», «возможно», «может быть», «я сомневаюсь», «попытаюсь понять» и т.п. И когда много лет назад я приехал в Армению на постоянное жительство и говорил, высказываясь именно этими словами свое отношение, многим казалось, что я не знаю, не понимаю, не до понимаю, сомневаюсь или же хитрю и лукавлю по поводу обсуждаемой темы или вопроса… Так постепенно Ереван учил меня национальным недостаткам. И это тоже превосходно отражает и застолье. Оно требует определенности и ясности. К слову, армяне все самые серьезные проблемы обсуждают после того как начинают хмелеть, и к апогее застолья главнейшие вопросы становятся, как вкопанные, перед изрядно захмелевшими кутилами, и эти вопросы уже обходят как могут. Хотя на самом деле они вновь возникнут как призраки из мертвых. А наш середнячок всегда останется в выигрыше, всегда на коне. «Ведь он предупреждал…»»
Цитаты из: «Армянское застолье» (статья 2012 г., посвященная председателю армянской автономии Санкт-Петербурга Карену Мкртчяну) http://www.bvahan.com/rubenangaladian/works.asp?c_cat=0&c_publ=607
= = =
Повторюсь, Менуа Арутюнян:
— примитивизирует концепцию «шустрых» Рубена Ангаладяна,
— не упоминает автора концепции.
Это говорит о шустрости самого Менуа. Но шустро шустрить против шустрых не получится. Надо нам всем де-шустризироваться, подойти к проблеме серьёзно, не примитивизировать её до отдельных личностей и фактов. Наша общая проблема и наша общая болезнь намного глубже.