Газета «Правда» в 1928 г. опубликовала критическую рецензию на спектакль «Отелло» с Ваграмом Папазяном и сообщила о городах, в которых пройдут гастроли его ансамбля. Приводим заметку ниже.
«Правда», №108, 11 мая 1928 г., с. 8.
Среди (***) декораций и случайного ансамбля актеров армянский трагик Папазян сыграл «Отелло». Нужно было усилие, чтобы прорваться через затруднительные условия спектакля и воспринять исполнение Папазяна. Актеры Малого театра, в свое время разучившие «Отелло» для юбилея, сохранили этот спектакль для торжественных празднеств и гастрольных случаев. «Отелло» не включен в постоянный репертуар театра, и случайность происхождения лежит на представлении. Распределение ролей вызывает серьезные сомнения, а их трактовка отнюдь не свидетельствует о глубоком изучении шекспировской трагедии.
Преодолевая неудачи ансамбля, зритель следит за Папазяном. Папазян этого заслуживает. Он вправе играть Отелло и вправе показаться в шекспировском репертуаре. Совлекая Отелло с торжественных высот, он ведет его по одной ясной и сосредоточенной линии. Эта линия – трагедия ревности. Потому исполнение Папазяна приобретает силу убедительности с третьего акта, не волнуя в двух первых. Начало трагедии, казалось, не обещает многого. Зритель не видел значительности Отелло, мавританского великолепия и величия полководца. Эти краски не особенно интересуют Папазяна. Он спешит перейти к трагедии ревности, ограничиваясь первоначально красками любви и обаяния. Иному из зрителей такой Отелло покажется обесцвеченным и сероватым. Скупой на краски, Папазян становится в дальнейшем сильным и сосредоточенным. Не столько трагедия доверия, сколько обманчивая, почти физическая мука ревности – смысл третьего акта. Ревность, доходящая до гримасы. «Платок» — окончательное доказательство виновности Дездемоны. Четвертый акт рисует ужас ревности – ревность победила человека. Лодовико прав, говоря, что не узнает благородного мавра. Противоречивое соединение страсти, ненависти и презрения окрашивает Отелло Папазяна. Папазян глядит на Отелло глазами не защитника, а обвинителя. Отелло становится чудовищем в своих мучениях, и убийство Дездемоны вытекает из решимости презрения к обманщице, которую он ещё не перестал любить, но начал ненавидеть – из невозможности жизни вместе. Своё толкование Папазян проводит последовательно и ясно, он прост, и некоторая аффектированность кажется правдивой краской в образе Отелло – мавра и уроженца Востока. Хотелось бы видеть Папазяна в других ролях, чтобы составить более полное впечатление о границах его таланта и о его возможностях.
П. Марков
…
Гастроли В. Папазяна. В. Папазян выезжает с ансамблем Малого театра на гастроли в Харьков, Киев, Екатеринослав, Новороссийск, Батум, Тифлис, Эривань, Баку. В репертуаре: «Гамлет», «Отелло», «Коррадо».