Доклад Карена Микаеляна
Третий Съезд Западных армян
Париж (Севр) 10 декабря, 2011 г.
Историко—политическое и правовое обоснование необходимости учреждения Полномочного Представительного Органа Западных Армян
- После завоевания Армении турецкими ордами — на протяжении столетий, особенно в годы правления Султана Гамида, армяне, подвергаясь жестоким изгнаниям и массовому истреблению, вынуждены были оставить свою родину и переселиться в разные страны мира.
- Положение армян становилось все более угрожающим, и призывы о помощи лидеров армянского народа начали доходить до мирового сообщества.
- В конце концов, под внешним давлением Османское правительство было вынуждено согласиться провести реформы в Западной Армении, проведение которых под наблюдением России, Франции и Англии создало бы возможность для мирного разрешения Армянского вопроса.
- Несмотря на многовековую историю оккупации Армении и жестоких гонений, армяне до Первой мировой войны проживали концентрированно в Османской империи (особенно на территории Западной Армении и Армянской Киликии) и оставались коренным населением Армянского Нагорья на протяжении тысячелетий.
- Армяне самостоятельно не смогли создать структуры надежной самозащиты и национальной безопасности, особенно в кризисных ситуациях, полагаясь на помощь сверхдержав. Но, в условиях разногласия по решению Армянского вопроса между державами, армяне оказались в беспомощном положении, не состоятельными самостоятельно противостоять вызовам времени.
- Воспользовавшись военным положением Первой мировой войны, турецкие власти совершили первый в современной истории геноцид, унесший жизни полтора миллиона армян.
- Точное число армян, оставшихся в современной Турции, неизвестно. По некоторым данным там проживает около двух-трех миллионов отуреченных или исламизированных этнических армян. А Западные армяне (потомки армян – бывших граждан Османской империи) исчисляются в мире, в том числе и в РА, до семи миллионов.
- Даже после Геноцида была возможность наказания его организаторов и создания условий для национального и государственного возрождения армян. Турция потерпела поражение в Первой мировой войне, суд в Константинополе приговорил лидеров младотурков к смертной казни.
- Представители Республики Армения во главе с Аветисом Агароняном и Армянская национальная делегация во главе с Погосом Нубаром 12-ого февраля 1919 года на Парижской мирной конференции представили «Меморандум о требованиях армян». В меморандуме перечислялись следующие положения: признание независимого армянского государства в пределах семи вилайетов и Киликии, с присоединением к ним территории Республики Армения. Одному из союзников должно было поручено получить двадцатилетний мандат на Армению. Армения получила бы компенсацию за понесенные потери и ущерб, а насильно изгнанные в период войны армяне должны были бы получить возможность вернуться на свою родину. Виновники массового уничтожения армян должны были быть наказаны.
- В соответствии с Севрским мирным договором от 10-го августа 1920 года, Турция, как и другие союзники, признала независимость Армении в пределах вилайетов Эрзрума, Трабзона, Вана и Битлиса с выходом на Черное море, предоставив на усмотрение президента США вопроса об окончательном определении границ и демилитаризации прилегающих территорий.
- Представители Западных армян, в 1917 и 1919гг, созвали два сьезда в Ереване с целью разрешения свох проблем в рамках властных структур Республики Армения. 12 делегатов Западных армян, избранных исполнительным органом на сессии 13-ого февраля Второго сьезда, заняли свои места в парламенте Республики Армения.
- Двусторонние армянские переговоры с 29 октября по 16 ноября 1919 года — между представителями властей РА и Национальной делегации, представляющей Западных армян, спасшихся от геноцида, — провалились. Старания, направленные на создание коалиционного правительства из представителей восточных и западных армян, потерпели неудачу.
- Непредвзятый анализ и оценка этого исключительно судьбоносного факта ждет своего часа, пусть даже запоздалого.
- Но факт остается фактом: в этот роковой период армянам не удалось создать единый фронт и всем миром противостоять новым предстоящим бедствиям.
- Отсутствие такого всенародного единства явилось одной из основных причин того, что армянам не удалось де-факто создать ту Единую Свободную и Независимую Армению, становление которой было предусмотрено Севрским Договором де-юре. По этой же причине Республика Армения потерпела поражение, расчленилась и потеряла огромную часть восточной Армении — Нахичеван, Карс, Карабах и Джавахк. Всего лишь часть Ереванской губернии осталась армянам.
- Республика Армения потеряла суверенитет и лишилась дальнейшей возможности непосредственно заниматься Армянским вопросом.
- Пользуясь той политикой, которую проводили страны Антанты и руководство Советской России, а также отсутсвие единой армянской политической воли и достойной военной мощи, Турецкие власти не только избегли наказания, но также отказались от Севрского договора, подписанного предыдущими Турецкими властями.
- Границы Турции и Советского Союза определились 16 марта 1921 года согласно Московскому договору, а границы Советской Армении определились 13 октября 1921 года согласно Карсскому договору и согласно решению Кавказского Бюро Российской коммунистической (большевистской) партии (КавБюро РКП(б)) от 5-го июля 1921 года.
- Последняя попытка, хотя бы частичного, разрешения Армянского вопроса потерпела поражение во время Лозанской конференции 1923 года, когда Турецкая сторона отказалась предоставить территории – «Армянский национальный очаг» в Киликии — для возвращения западно-армянских беженцев.
- В последствии, после советизации Армянской Республики и прекращения действия Армянской Национальной делегации, армяне лишились полномочного представителя для предъявления требований, а также возможности всякой деятельности в этом направлении.
- Решение Армянского вопроса в диаспоре превратилось преимущественно в деятельность по достижению признания факта геноцида армян.
- Действующие национальные общественные организации в диаспоре осуществляют достойную деятельность в этом направлении. Ряд стран и организаций официально признали факт геноцида армян.
- А Европейский Совет согласно решению 18 июля 1987 года потребовал от Евросоюза «оказать давление на действующее турецкое правительство с целью принятия факта геноцида армян в 1915 – 1917гг. и содействию начала диалога между Турцией и уполномоченными представителями армян».
- В силу ряда обьективных и субьективных причин эта, необходимое полномоченное представительство из Западных армян, не сформирована по сей день.
- Формирование Полномоченного Представительского Органа (Национального Совета, комиссий) Западных армян (потомков армян — бывших граждан Османской империи) давно уже является императивной (запоздалой) необходимостью.
- Распределение ролей и разделение деятельности между частями Мирового армянства (Республики Армении с Арцахом и Спюрком) будет способствовать успешному решению армянских национальных задач. Будет способствовать также урегулированию отношений Республики Армения со своими соседями, что в свою очередь, уменьшит ее зависимость от возможных последствий глобальных противостояний.
- В настоящее время, Республика Армения, согласно действующей Конституции, не является правоприемником первой респулики (1918 -1921гг) и не уполномочена представлять интересы армян рассеянных по всему миру. Также не в состоянии, хотя бы в ближайшем будущем, взять на себя миссию разрешения особенных проблем касающихся судьбы и будущего Западных армян, в частности, в особенности вопросов, касающихся требований к Турции.
- Невозможно и неправомерно ожидать от сегодняшних властей Республики Армения разрешения непосильных проблем, находящихся вне сферы ее непосредственных обязательств, кроме таких как обеспечение безопасности и развития республики, противостояние претензиям Азербайджана на Арцах и на другие армянские территории.
- Для определения целей и задач в деятельности Национального Совета Западных армян считаем целесообразным представить следующие положения, которые предложены в порядке обсуждения Международным организационным комитетом:
- непосредственно представлять законные права и требования Западных армян в международных организациях, вести переговоры с Турецкими властями, а также с другими заинтересованными сторонами для достижения осуждения факта геноцида армян, исправления последствий и компенсации нанесенного ущерба;
- обеспечить права потомков Западных армян: беспрепятственное и безопасное возвращение в прежние их места проживания;
- способствовать сохранению национальной самобытности и национального самосознания;
- последовательно прослеживать за сохранностью и восстановлением памятников армянской культуры в Турецкой Республике и возвращения их к законным хозяевам;
- разработать и реализовать такие общеармянские планы и проекты, которые способствуют ускоренному развитию и укреплению современной армянской государственности, в т.ч. Арцаха, благосостоянию людей, созданию полноценной демократии, организации репатриации и защиты прав и интересов армян на международном уровне;
- внести вклад в формирование современного армянского политического мышления:
— которое будет основано, в особенности, на реалистичной и научной переоценке политической истории армян прошлого столетия;
— которое будет отражать как поражения и потери, так же и победы и достижения в Османской и Российской империи, Советском Союзе и в Спюрке;
— и которое послужит основанием для проявления нового реалистичного, ответственного мышления и действий, а также разработать и принять современную армянскую политическую доктрину, в целях избежания новых поражений и потерь и что обеспечит проявление новых подвигов армянского духа и воли.
- способствовать формированию самостоятельного армянского фактора в международной жизни, который будет отражать создание тех финансово-политических сил, основанных на объединении национального капитала и национальной интеллигенции, что обеспечит массовое участие армян, живущих за границей Родины, в образовании этого фактора, и который, в конечном итоге, позволит армянскому народу стать хозяином собственной судьбы.