Для разработки подобной концепции необходимо проявить современное национально-государственное политическое мышление, основанное на объективном научном переосмыслении политической истории армянского народа за последние по крайней мере 150 судьбоносных лет.
Проявление подобного мышления неизбежно приводит к следующим выводам и заключениям.
На данном историческом этапе Армянский вопрос имеет два аспекта рассмотрения–А. восточноармянский и Б. западноармянский:
А) Восстановление, становление, перспективное развитие и усиление армянской государственности, восстановление ее территориальной целостности в пределах возможного, как минимум, де-юре воссоединение Арцаха с прилегающими землями с Республикой Армения, де-факто являющегося уже ее составной частью.
Б) Защита отвергнутых интересов и восстановление попранных прав Западных армян- потомков армян, бывших граждан Османской империи. Подготовка требований о возмещении нравственного, человеческого, материального и территориального ущерба, нанесенного в результате Мец Егерна, предъявление этих требований Полномочным Представительным Органом Западных армян (НКЗА) нынешнему турецкому государству и получение от него соответствующих компенсаций.
- Среди признанных фатальных поражений и потерь в политической истории армян за последние 150 лет, долю своей ответственности имеет и национальная элита Армянства.
- Мец Егерн, последующие потери и поражения 1920- 1923 гг. всего Армянства стали неизбежны в результате отсутствия соответствующего органа для противостояния грозящим вызовам и угрозам, — ответственной политической организации, которая представляла бы собирательную волю и мысль Армянства, в лице национальной элиты – представителей национального капитала и национально ориентированных интеллектуалов и которая ответственно и реалистично обустроила бы безопасную жизнь нации.
- Гораздо важнее осознание этой ответственности, признание масштабов допущенных ошибок во избежание совершения новых, чем постоянные попытки найти в них оправдание, сочинение легенд и прививание комплекса жертвы и обреченности, что внедрялось десятилетиями.
- Со времен Исраела Ори по сей день среди армянского народа, его политического мышления превалирует, за редким исключением, та точка зрения, что без помощи извне армяне не в силах распоряжаться своей судьбой.
- Со времен падения последнего армянского государства- Киликийского царства до наших дней армянская национальная элита не создала национальной политической организации из состоявшихся и состоятельных армян, с соответствующей эрудицией, высоким национальным самосознанием и нравственностью, последовательностью, преданностью, обладающих собственными адекватными средствами, позволяющими разработать и осуществить научно обоснованные, ответственные проекты и программы, реалистичную политическую доктрину, ради защиты настоящего и будущего Армянства от опасностей и вызовов,для обеспечения готовности нации в соответствующих благоприятных условиях к восстановлению потерянной армянской государственности.
- Гораздо важнее было бы иметь такую доктрину и ее носителя для избежания Мец Егерна, чем до и после поражения и потерь, обвинять врага в исключительной дикости и свирепости. Немцы — одна из самых продвинутых наций в мире, однако их преступный режим истребил шесть миллионов евреев, оказавшихся беззащитными после того как мировое сообщество допустило нацистов к власти.
- Основной причиной падения Армянской Республики 1918- 1920 гг. и потери земель явилась борьба, противостояние руководителей двух частей армянства — восточной («русские армяне») и западной («турецкие армяне»). «Армяно- армянские» переговоры (Ереван, 1919 г. 19 октября- 16 ноября) закончились провалом, не удалось формировать коалиционное правительство с привлечением Западных армян, которое обязано было и могло обеспечить активное участие армян диаспоры в деле становления государства, а также в первую очередь в создании боеспособной армии. Писать, говорить и жаловаться в основном о том, что главные причины нашего поражения –только предательство великих держав и совместная агрессия турок-большевиков — это пустая трата времени.
- Развал СССР дал армянству новую возможность продолжить прерванный в 1921 году тяжелый и сложный процесс восстановления государственности. Сложность состоит в том, что как в 1918-ом, так же и 1991-ом, армяне не были соответствующим необходимым образом подготовлены к подобной миссии. В первом случае, к власти пришел Национальный Совет Российских Армян, созданный в Тифлисе на съезде российских армян в августе – сентябре 1917 г., для защиты интересов восточно-армянского населения и обустройства их в составе России после Февральской революции 1917 года. А в 1991 г. пришли к власти представители Комитета «Карабах» и АОД во главе с Л. Тер-Петросяном, которые также не имели для подобной миссии ни программы, ни подготовки,ни возможностей.
- Спонтанно возникшее «Карабахское движение» (так же, как и «добровольческое движение» в 1914 г. в Тифлисе, организованное «Национальным бюро») обречено было закончиться новой катастрофой для армянского народа — завершением операции «Кольцо», если бы не один из столь редких «подарков судьбы» в истории армян. Неудавшийся путч ГКЧП-истов в августе 1991 г. развалил Советский Союз, Советская Армения стала независимой, Советская армия- единственный гарант территориальной целостности Азербайджана, — покинула регион, и армянам удалось чудом, величайшим напряжением национального духа, освободить Арцах с его прилегающими землями.
- Независимость Республики Армения, восстановление и сохранение ее территориальной целостности в пределах возможного, становление, развитие и усиление ее государственности невозможно без общенациональных усилий, без мобилизации всех армянских ресурсов. Основной потенциал Мирового Армянства-Диаспора, возникшая в основном, в результате Мец Егерна и представляющая сегодня семь миллионов армян, рассеянных по всему свету, Западных армян — потомков армян, бывших граждан Османской Империи.
- После состоявшихся в Ереване в 1917 и 1919г.г Первого и Второго Съездов Западных армян, после Армянского Национального Съезда в Париже 1919-1920г.г., после потери независимости Армянской Республики, в годы Холодной Войны Западным армянам, армянской диаспоре поизвестным причинамне удалосьобеспечить соответствующее своей миссии самоорганизацию и самоуправление, создать свой полномочный представительский орган.
- Третий съезд Западных Армян, состоявшийся 10-11 декабря 2011 года в Париже (в Севре), учредил Национальный Конгресс Западных Армян (НКЗА) — международную общественную неправительственную организацию как полномочный представительный орган Западных армян в изгнании для защиты интересов и восстановления их прав. Западные армяне на своем ближайшем съезде примут Требования, направленные властям Турции о возмещении нанесенного морального, человеческого, материального и территориального ущерба в результате Мец Егерна.
- Для осуществления своей миссии НКЗА организует свои отделения и представительства в армянских общинах всего мира, с целью приобретения необходимого статуса во всей диаспоре с максимальным количеством членов со взносами(национальный налог), что даст возможность сформировать бюджет НКЗА, соответствующий его миссии и общенациональным целям.
- В настоящее время РА, согласно своей Конституции, является правопреемницей Советской Армении, со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности не отмененного Карского договора, она не уполномочена со стороны Западных армян представлять и защищать их права и интересы перед правительством Турции и в международных организациях. Следовательно, для продвижения Армянского вопроса на данном историческом этапе нужно провести разделение труда и распределение обязанностей между представителями составных частей Мирового Армянства -властями РА и Полномочным Представительным Органом Западного Армянства — НКЗА.
- Согласованное, систематизированное взаимодействие составных частей армянского народа создаст возможность для разработки и осуществления таких крупномасштабных, имеющих всенародное судьбоносное значение программ и проектов, которые приведут к формированию Самостоятельного Мощного Армянского Фактора в международной жизни, обеспечат динамичное и перспективное развитие для РА с Арцахом, предотвратят угрозу ассимиляции армян Диаспоры,организацию репатриации армян на свои земли и, наконец, предоставят нации возможность стать хозяином свою судьбы.
Карен Микаелян
Публицист, Москва
Перевод статьи в газете «Аравот» от 25.10.2014 —