Мой доклад на конференции «Армянская диаспора России» (13-14 октября 2016 г. в Ереванском гоcударственном университете).
Из-за ограничения во времени был зачитан не весь доклад, но бОльшая его часть.
Обсуждение в Фейсбуке — https://www.facebook.com/groups/armpeterburg/permalink/989773814466611/
— — —
Уважаемые участники, прежде всего на этой конференции по армянской общине в России предлагаю мысленно помянуть одного из первопроходцев в этой теме — безвременно ушедшего в конце прошлого года Эммануила Егиаевича Долбакяна. Родом из Бейрута, он был первым в России, кто призывал к координации армянские общины России 25 лет назад и в октябре 1992 г. организовал в Краснодаре первый съезд, будучи на нем ответственным секретарем. В этом году ему исполнилось бы 75 лет. Эта дата была две недели назад отмечена армянской общественностью Москвы.
Моё выступление будет острым и критическим. Потому хочется напомнить первые слова Нжде в его «Письмах к армянской интеллигенции» — «Критиковать — переживать душою.»
.
Помимо внешних источников, я исхожу также из своего опыта жизни в общинах Грузии, США, России, а также в Армении — помногу лет в каждой стране. Исходная посылка следующая — нельзя одним словом именовать общины на Западе и общину в России. Между ними — качественное различие. Потому предлагаю считать общину и диаспору — разными понятиями.
— — —
УТОЧНЕНИЕ ДЕФИНИЦИЙ
В ходе обсуждений на конференции мы уже видели разное толкование некоторых терминов, например, термина «геноцид».
Предлагаю уточнение смысла понятия диаспора. Это понятие — конкретно, подразумевает высокую ответственность, а не имитацию ответственности. Понятие община — размытое. Община смотрит в прошлое, пытается его сохранить. Диаспора смотрит в будущее и предполагает созидание. Община со временем обречена на дефрагментацию и ассимиляцию. Диаспора — самоорганизующийся и развиваемый процесс, политический актор. Слабая инертная община — как правило, существует сама по себе, в некоем узком коридоре функционирования, со слабыми горизонтальными межобщинными связями. Диаспора сильна также и интеграцией — как по горизонтали, так и по вертикали с Родиной. У армян в России практически нет системного регулярного механизма связи с Арменией и Арцахом. У азербайджанцев эта связка есть. Недавний армяно-азербайджанский скандал в октябре с.г. на полях конференции в Эрмитаже наглядно показал, как эта система у азербайджанцев позволяет им вести наступательную деятельность, и как армянам приходится, в лучшем случае, отражать в режиме запаздывающего реагирования. В сегодняшнее военное время у многих наших общин в России нет осознания информационного фронта, единства и национальной Воли, а есть ощущение политической расслабленности, разобщенности, потери системы координат. Община может при определенных условиях стать диаспорой, также как и диаспора из-за неверной политики может стать общиной. Нам надо различать хотя бы два уровня, две формы — общину и диаспору, пока наша мысль не достигнет более тонкой рефлексии. Ущербность примитивного определения, не полностью и односторонне отражающего реальность, — почва для разного рода манипуляций, тормоз для развития. О.В. Солопова (ученый секретарь исторического факультета и завлабораторией диаспор МГУ) на конференции в МГУ в сентябре 2016 г. дала три главных, на её взгляд, критерия диаспоры: воспроизводство, поддержка идентичности и взаимодействие с титульной нацией. Мне представляется, к сожалению, этот подход односторонний, он отражает только то видение, которое окружение руководства страны навязывает ему. Этими характеристиками можно описать общину, но никак не диаспору.
Для властей России «диаспор не было и вдруг в 90-ых появились». Но при этом в России армянская община пока ещё «не тянет» на диаспору. Различные российские структуры, СМИ могут хвалить, давать высокую оценку нашей общине в России. Мы не должны вестись на это, не должны заблуждаться. Без критического осмысления и не называя вещи своими именами, мы только ухудшаем ситуацию.
НАСКОЛЬКО ДИАСПОРНА АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА В РОССИИ?
Горстка из пяти-шести армян — это уже община. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге отмечалось 300-летие армянской общины в городе — появления первых нескольких армян на берегах Невы.
Но община — термин «обывательский», обиходный, термин без обязательств. Определение общины — это совокупность людей одной группы (по нации, вере и т.д.) Просто совокупность. Мера общины — «поголовье». Потому и есть соблазн примитивизировать её характеристики: сохранение языка, идентичности, воспроизводство и, что очень важно властям, — взаимодействие с титульной нацией.
Но есть ли такая община — диаспора? Диаспора предполагает некие обязательства. Мера диаспоры — это никак не поголовье. Диаспора требует наличия национального самосознания, КАЧЕСТВА, ЦЕЛЕЙ, активных публичных действий, совокупной энергии. Поголовье может быть большое, а энергии не быть. Не от каждой общины есть толк (польза) Армянству, да и самой России. Не каждая община — диаспора.
Википедия даёт традиционное определение диаспоры. Но и она подчеркивает, что диаспора в случае с армянской, еврейской нациями несколько иное понятие.
Почему требования к армянской общине в России должны быть строгими? К сожалению, Армения пока ещё не субъект политики, не значимый фактор для России и её геополитики. Армянская община в России должна быть достойным мостом, лоббистом в России и помощником Матери-Родине, чтобы Армения стала, наконец, субъектом. Поскольку объективно геополитические цели и вся логика исторического развития говорит о глубоких общих интересах, связях, судьбе России и Армении, русского и армянского народа, Русского мира и Армянского ашхара.
Потому аполитичная община в России не может считаться диаспорой. Один из лакмусов аполитичности, слабого национального самосознания армянской общины в России — отношение самих армян-изгнанников из Азербайджана и большинства армян в России к вопросу о т. н. погромах в Азербайджане. (Именно — изгнанники, а не беженцы. Беженцы покидают страну, в основном, по своей воле. Изгнанники-армяне были насильно изгнаны из своих домов, родной земли, спасаясь на паромах от неизбежной смерти в случае задержки от рук нелюди) 28 лет на наших глазах искажается правда. Геноцид армян в Азербайджане маскируется словом «погромы». О Геноциде армян в Азербайджане говорят видные ученые и публичные деятели: член-корр. А. Манасян, доктор военных наук С.Л. Тер-Габриелянц, академик МААНОИ, БПА, МАИСУ, психолог А.Ю. Акопянц, писатели Л. Адян и Н. Авакова, Р. Харатян, М. Авакян, Л. Алавердян, Г. Улубабян и другие. М. Григорян выпустила целую серию документальных фильмов под названием «Обыкновенный Геноцид».
Вот как писал Л.Г. Мелик-Шахназарян:
«Геноцид армян в Азербайджане явился продолжением Геноцида армян в Османской Турции, и об этом мы просто обязаны помнить. Не является логичным и тот факт, что на скорбных Картах Геноцида армян указываются лишь города и районы на территории современной Турции. Это был единый геноцидальный акт, и деление этого преступления против человечества на отдельные составляющие является стратегической ошибкой. Оба турецких образования повинны в равной степени, оба должны понести равное наказание, в том числе и в виде территориальной компенсации. Иное развитие событий является насмешкой над логикой, истиной и историей. Собственно говоря, это происходит уже сегодня… Противопоставлять наглому поведению соседей необходимо не только Армянскую Армию, но и научно обоснованные факты недавней истории.» http://voskanapat.info/?p=1691
Четверть века продолжается наш родной антиармянский парадокс. Своей Правды о Геноциде в Азербайджане мы стесняемся и предаем Память жертв словом «погромы». А соседи в это время вовсю и порой успешно для неосведомленных нами масс в России тиражируют бред о «геноциде в Ходжалу».
Сотни тысяч изгнанников из Азербайджана в течение четверти века в России показали свою гражданскую несостоятельность, неспособность сложиться в единую и мощную общественную силу. А остальные армяне, будучи также аполитичными, не помогли им в этом. Такое больное аполитичностью общество, такая община, сдающая свои позиции «без боя», не может называться диаспорой.
Безусловно, вина в этом и на западных армянах, и на руководстве Армении, которые не именуют преступления против человечности в Азербайджане Геноцидом — в угоду псевдо-политкорректности. Я предлагал, но пока безрезультатно, вице-спикеру НС Армении Э. Шармазанову рассмотреть и принять в парламенте закон о Геноциде армян в Турции и в Азербайджане — законодательно закретить факты истории.
Иной лакмусовой бумагой «диаспорности» армянской общины в России является вопрос Арцаха. В общинах эта тема эпизодична. По сути Арцахской темы в России «благодаря» армянской общине — нет. Стыдно сказать, например, сколько из сотни общин в России отмечали в сентябре День независимости НКР. На мероприятии с участием президента НКР Б. Саакяна и српазана Паргева в Гадрутском районе 11 октября с.г. Арцах в присутствии гостей священников РПЦ назвали форпостом христианского мира в Закавказье. Но армянские общины в России должны сами быть форпостом форпоста христианства. Этого пока нет.
Армянство в целом стало диаспорной нацией — более 80% нации живет вне Родины. Потому упрощение требовательности к качеству общины, примитивизация, подмена понятий, извращение понятия диаспора в случае с нами, армянами, может сослужить плохую службу и нам, а в конечном счете, — и России.
Диаспора — это община плюс практическая защита национальных интересов. На сегодня второго слагаемого нет, а значит, и армянской диаспоры в России нет. Процесс диаспоризации это закономерный и объективный процесс, и в России он только начинается.
ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТЕЙ РОССИИ К АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЕ
Отмечу, что властям России в некотором смысле выгодно величать общину армян в стране «диаспорой», и при этом скрыто поощрять её «гражданскую импотенцию», поощрять только культурную, образовательную составляющую. Это важно понимать и делать выводы. У нас, армян в России, именно эта традиция — сводить годами деятельность общины к историко-познавательным и концертно-развлекательным мероприятиям. Армянские общины практически НЕ принимают участие в выборах, у подавляющего большинства НЕТ гражданской позиции, община НЕ представлена даже на этапе выборов и очень пассивно участвует в них. На сайтах посольства и консульств Армении практически ничего нет об общине.
Отражением российской политики по теме является вертикальная поддержка многолетнего «монополиста» армянской общины в России — Союза армян России. Однако, к сожалению, рейтинг этой организации у армянских диаспор за рубежом и в Армении достаточно низок. А о деятельности созданного ими т. н. Всемирного конгресса армян практически никто из армян мира не знает. Эпоха искусственной монополии САРа прошла. К слову, Ара Аршавирович вчера публично при нас поручил своему сотруднику активно участвовать в работе конференции, но как вскоре после своего выступления уважаемый г-н Абраамян ушел, покинул нас и его уполномоченный сотрудник. Очень показательный пример декларативного режима функционирования.
Пара слов о языке. Важность языка неоспорима и очевидна. Но при чрезмерном акцентировании только на знании языка, на обучении языку замалчивается необходимость патриотического воспитания. Здесь в зале присутствует известный переводчик Вильяма Сарояна, потому приведу пример писателя. Сароян не писал и не читал на армянском, но он — один из мировых символов Армянства. С другой стороны, многих ли мы видели из закончивших учебу в армянских воскресных школах с прекрасным знанием языка, например, на митингах 100-летия пика Геноцида армян в Турции? Не только язык и культура должны объединять армян, но армянская национальная идея, национальное самосознание и практическая защита национальных интересов народа с многотысячелетней историей. Если президент России назвал патриотизм национальной идеей России, имеем ли мы право игнорировать патриотизм? К сожалению, Армянский Ашхар, мир в подсознании среднестатистического армянина заменен на армянский мирок в его бытовом окружении. Армянскому ашхару сегодня угрожает как извне агрессивный пантюркизм двух расистских турецких стран, так и изнутри — эрозия чувства патриотизма.
Перед миром, Россией, Арменией, российско-армянскими отношениями качественно новые вызовы. Если армянин в России не патриот Армении, то он не может быть патриотом России. Как говорится в русской поговорке, «Предавши однажды — предаст не единожды».
Пониманию вопроса помогает также простое сравнение, например, общины в России и диаспоры в Уругвае. В Уругвае процент армян в 4 раза меньше, эта страна самая далекая от Армении, в отличие от соседней России. Первые армяне в России — более 1000 лет назад, а первые армяне в Уругвае около 100 лет назад. Но тем не менее, там есть много памятников жертвам Геноцида, об этом написано в учебниках, Геноцид там был признан на 30 лет раньше России, проводятся конференции по признанию Нагорно-Карабахской Республики. Община граждански активна, сотрудничество с властями страны двустороннее. В случае с Россией многого нет и многое требует критического переосмысления, новых подходов, переформатирования.
Российская политика привела к негативной атмосфере замалчивания и искажения. Об этом мы подробно на 15 страницах написали в январе с.г. Открытое Обращение в РПЦ, подписанное сотнями людей. Так, нам необходимо выступать против аморальной и недопустимой политики уравнивания агрессора (Азербайджана) и объекта агрессии (НКР и её народа). В сегодняшней политике России ввиду отсутствия стратегии и внятной политики в Закавказье очень часто Правда приносится в жертву сиюминутным конъюнктурным «интересам». Недопустим, к примеру, ответ МИДа России, который наложил аморальное вето на нашу инициативу выпустить простую марку к 100-летию пика Геноцида армян со словами — «Геноцид армян является раздражающим фактором в России». Спикер Законодательного собрания в Санкт-Петербурге под давлением лоббистов из Турции наложил аморальное вето на единогласно проголосованный в комитете Закса законопроект по Памятному дню 24 апреля в городе. Россия — по сути, единственная из не мелких христианских стран, где и спустя 101 год после пика Геноцида армян нет достойного памятника в достойном месте.
Примеров немало. Для аполитичной армянской ОБЩИНЫ такое положение дел нормально. Для граждански активной армянской ДИАСПОРЫ такое положение дел недопустимо.
Диаспора это граждански активная община. Аполитичная индифферентная община никак не может называться диаспорой. К слову в 2009 г. в конференции в Новосибирске был доклад Кртян Л.А. «Диаспора как политический феномен». http://www.zrns.ru/2konf_arhiv_sc4.html
В своей диссертации этот автор из Нижнего Новгорода писала об «армянской диаспоре (в западных странах) как акторе публичной политики», о разных методах политического воздействия и лоббирования.
http://cheloveknauka.com/rol-armyanskoy-diaspory-v-sovremennom-politicheskom-protsesse-frantsuzskoy-respubliki
После апрельской войны и после захвата ППС в Ереване произошел мощный сдвиг в негативную сторону в общественном сознании в Армении в отношении политики России. Армения слишком мала по сравнению с Россией, но стоило маленькому армянскому Орлу встрепенуться крыльями, как огромный русский Медведь вздрогнул. Хоть и поздно, и это публично не озвучивается, но Москва почувствовала, что так недалеко и потерять своего истинного векового партнера. Начиная с лета Москва регулярно проявляет знаки внимания к Армении: одна за другой конференции, Евразийский форум в Ереване, Искандер, много иных событий. Но при этом Москва и в этой активности навязывает свои понятия, свою повестку дня. Печально видеть, что с армянской стороны не чувствуется понимания и изложения целей, концепции, налицо лоскутные фрагменты и эпизоды. Есть большой риск пропустить момент, когда Москва готова услышать, когда можно перейти от одностороннего формата, перегибов и дисбаланса — к гармоническому сотрудничеству во благо и России, и Армянства.
КАК ОЦЕНИВАТЬ И СРАВНИВАТЬ РАЗНЫЕ ДИАСПОРЫ
Должны быть чёткие критерии уровня диаспорности общины. В этой жизни всё измеряется, например: ВВП, рейтинги, акции и т.д. Мы намеренно не мерим, не оцениваем уровень диаспорности наших общин от городов до всей страны — так нам выгодно, чтобы скрыть плачевное положение дел.
Но уже стали встречаться отдельные предложения разных ученых по количественной оценке.
Так, в конференции в МГУ представитель их Пятигорска М.А. Аствацатурова говорила о «коэффициенте диаспорности», одним из параметров которого является вовлеченность в политико-технологические структуры.Арутюн Марутян в своих работах призывает отойти от размытости в деле изучения языка и истории, а оценивать в баллах через армянский TOEFL — и язык, и историю, и географию и т. д.
Есть ещё одна попытка формализации в общине — формализация т. н. уязвимости в модели Ваграма Овяна из Фонда Нораванк. http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=15019
Диаспора должна оцениваться не чувственно, образно, а иметь строгую математическую формулу. Примеров в истории перехода от чувственных, размытых понятий к чётким формульным много. Так, долгое время для шахматистов было достаточно сказать, что кто-то — мастер. Но когда мастеров и гроссмейстеров стало много, наступил кризис понятия, хаос и тормоз развития. И тогда, идею рейтинга сперва выдвинул С. Зефиров из Горького, затем математик, мастер спорта А. Хачатуров, затем Л. Абрамов и, наконец, в 1960 г. Арпад Эло предложил свою систему в США. Сначала, как обычно, критиковали, но потом, спустя 10 лет Международная шахматная федерация ФИДЕ приняла систему Эло. И уже много десятилетий это — стандарт. Более того именно принятие формульной оценки уровня шахматиста дало возможность избежать хаоса и развиваться шахматному миру дальше. Привел пример шахмат, поскольку Армения — мировая шахматная держава, и это нам близко. Сегодня налицо кризис понятия диаспора, и налицо необходимость чёткой многокритериальной оценки этого понятия.
Предлагаю несколько критериев, оценки которых входят в результирующую оценку рейтинга конкретной диаспоры.
1 Самосознание (мероприятия по темам Геноцида, Арцаха, памятным дням…)
2 Гражданская активность в городе-регионе-стране (России)
3 Оценка имиджа общины в городе-регионе-стране (России)
4 Ассимиляция
5 Общинная активность (структуры, число членов общины и внутриобщинных организаций, взаимодействие внутриобщинных организаций, темпы роста, эффективность, благотворительность)
6 Активность в сфере культуры
7 Гражданская активность в общеармянских вопросах
8 Религиозная активность
9 Предпринимательская активность, капитализация
10 Информационная активность (информ. ресурсы, число людей и групп в соцсетях, темпы роста, общительность в соцсетях, статьи и упоминаемость в СМИ)
11 Уровень влияния в городе-регионе-стране
12 Взаимодействие с Арменией-Арцахом
13 Взаимодействие с другими общинами на региональном уровне
14 Взаимодействие с внерегиональными общинами в целом
15 Патриотические проекты
Сказанное подчеркивает необходимость переосмысливания и понятий, и подхода к важной теме диаспор. Я безусловно согласен с О.В. Солоповой (она об этом подчеркнула в своем пленарном докладе на упомянутой выше конференции в МГУ), что должно быть гармоничное взаимодействие между всеми диаспорами в России, и между диаспорами и разными ветвями власти. Я уверен, что только граждански активные общины, диаспоры по сути, а не по декларации, могут быть надежной опорой в России.
Считаю важными предложения разных участников конференции в ЕГУ 13-14 октября 2016 г., в частности:
— предложение А. Корнилова по переходу от примитивного канала «лидер диаспоры — политик РФ» к системному каналу «диаспора — власти РФ». Мы имеем определенный опыт. Иными словами об общественной дипломатии и политическом представительстве говорил и Э. Акопян
— предложение А.А. Абраамяна по созданию рабочей группы по этой проблематике.
— предложение С. Саядова о формировании каталога общин и общественных организаций в России. Но не согласен, что надо ждать пока кто-то выделит финансы. Готов на волонтерских началах участвовать в этой работе
— предложение О. Габриеляна о переосмыслении целей, видения, нового модернизационного проекта, о развитии контента, особенно, видеоконтента,
— все 9 предложений-замечаний В. Акопяна.
ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ДЕЛАЕТ АРМЯНСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ПЛАНЕ ДИАСПОРИЗАЦИИ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ
Публичная деятельность Армянского Товарищества в Санкт-Петербурге (пока часто в виде «информационного фидаинства»):
— собственные или с партнерами митинги, санкционированные властями (Памяти жертв Геноцида армян, ко Дню Первой Республики Армения, в связи с протестом против политики Турции, Азербайджана и т.д.)
— участие в городских публичных акциях (Армянская рота в акции «Бессмертный полк» с 2014 года)
— пикеты (в связи с агрессией Азербайджана в апреле 2016, с отклонением законопроекта о Геноциде армян в ЗакСе (2014), против политики США в Сирии, против экстрадикции Сафарова (2012) и т.д.)
— круглые столы,
— встречи с общественными деятелями,
— встречи в рамках Дискуссионного клуба,
— участие в мероприятиях других организаций,
— критические публичные обращения.
Ресурсы Товарищества:
— около 150 различных видов цветных информационных листовок с тиражами в неск. тысяч каждая
— веб сайты ряда участников
— статьи
— баннеры, плакаты, карикатуры, демотиваторы, их дизайн-макеты
— фото- и видеоматериалы с мероприятий
— страницы в соцсетях (в Фейсбуке более 3600 участников из десятков городов, это один из наиболее популярных армянских ресурсов в российском сегменте Фейсбука по численности, по демократичности, по интенсивности обсуждения, по тематикам, по контенту, по подготовке практических проектов)
— база данных контактов в России, Армении и зарубежья.
.
В октябре с.г. српазан Паргев назвал симфонией успешное соработничество церкви в Арцахе и его президента. Но в общинах должна работать похожая, но иная — триединая формула успеха:
симфония соработничества
1. церкви,
2. сугубо культурной автономии (с опосредованной пропагандой через культурно-образовательную и историко-познавательную деятельность) (и если таковые есть, — официальных представительств Армении),
3. а также — патриотических структур, реализующих прямую информационную пропаганду в наступательном ключе.
На Петербурге особая миссия, имея в виду, что српазан много лет работал там, и именно в Петербурге успешно апробируется совместный вариант работы указанных трёх звеньев.
Диаспора это вершина развития общины. А на вершину альпинисты поднимаются, тоже используя правило «трёх точек» — это даёт лучшую устойчивость и надёжность.
.
В конце хочется напомнить слова Нжде в заключительной части «Писем к армянской интеллигенции»:
«Слабый не способен ни на любовь, ни на самопожертвование.
Народ, не способный на две эти добродетели, обрекает свое существование на произвол судьбы…
Народы, не способные к обновлению, умирают ежечасно и ежесекундно.»
http://www.yerkramas.org/article/28050/otkrytye-pisma-armyanskoj-intelligencii—garegin-nzhde
Время реформ и обновления в армянской общине России, диаспоризация которой только начинается и зависит от каждого из нас.
Спасибо за внимание.