6 ноября 1910 года в Карсе состоялось торжественное открытие огромного памятника. Сразу после октябрьской революции этот памятник турки поломали — весной 1918 года. Спираль истории приближается снова к этому месту силы, и при нашей жизни в Карсе будет восстановлен памятник, но как совместный русско-армянский. Осталось ждать недолго.
К 100-летию сдачи Карса перед 2018 годом была написана познавательная статья с трогательной историей в конце редактора «Айк медиа» Христофора Мхитаряна. Она была опубликована во многих местах. В т.ч. и в группе «Тифлис и армяне» в соцсети одкноклассники, откуда черно-белые фотографии отражены ниже. Мы снова напоминаем про эту статью, поскольку в ноябре 2020 г. — 110-летие открытия знаменитого памятника. Памятник был связан с Петербургом: «в 1904 году петербургская Академия художеств провела конкурс проектов, первое место заняла работа скульптора петербуржца Б. М. Микешина, сына известного художника-монументалиста. Отливка бронзовых частей памятника проводилась на петербургском заводе Робекки»…
100 лет без Карса
Уникальное видео 1910 года
Автор — Христофор Мхитарян, страница в Фейсбуке — здесь
Источник: «Айк медиа»
Когда стоишь во дворе Карсской крепости, прямо у стены, под тобой – весь город как на ладони: храм, река Карс, мост Вардана, названный так в честь городского сумасшедшего, гулявшего по улицам в 19 веке, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Крепость, увидевши раз, забыть невозможно. И все время, гуляя по ней, думалось – как можно было оставлять ее туркам? Карсская крепость считалась одной из неприступных на Кавказе и взять ее турецкая армия практически не была способна. Но русская армия, а вернее ее спецназ – казаки брали ее трижды…
Документальные кадры хроники (5 мин)
Карс, армянский город, с 928 по 961 годы — столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы — столица армянского Карсского царства. Карс был центром исторического Вананда, а с 1878 по 1917 это была российская Карская область с генерал-губернатором во главе. Ныне он -главный город турецкого вилайета (провинции) Карс. С распространением в Закавказье русского владычества Карсская крепость подверглась в течение XIX в. четырем штурмам русских войск в русско-турецких войнах этого столетия и три раза переходила в руки русских. В 1828 и 1855 годах Карсская крепость сдавалась турками на милость победителям, штурм крепости, блестяще спланированный и проведенный командиром Кавказского корпуса генерал-адъютантом М. Т. Лорис-Меликовым в 1877 году, поставил победную точку в Русско-турецкой войне 1877-1878гг., в результате которой Болгария стряхнула с себя 500-летнее турецкое иго.
В ознаменование этих славных побед русского оружия было решено воздвигнуть в городе величественный монумент.. Инициатором строительства памятника выступил тогдашний комендант Карсской крепости генерал-лейтенант Яцкевич. В 25-ю годовщину штурма, 6 ноября 1902г. состоялась торжественная закладка монумента у братских могил русских солдат, рядом с церковью Дербентского полка на Губернаторской улице. Для сооружения памятника была объявлена всероссийская подписка, по которой было собрано 48 тыс. рублей.
В 1904 году Академия художеств провела конкурс проектов, первое место заняла работа скульптора Б. М. Микешина, сына известного художника-монументалиста. Отливка бронзовых частей памятника проводилась на петербургском заводе Робекки.
6 ноября 1910 года состоялось торжественное открытие величественного 13-метрового памятника. Он представлял собой скалу, на вершину которой русский солдат водружал знамя. У подножия скалы двуглавый орел трепал поверженный турецкий флаг. Скала стояла на постаменте серого гранита, к углам которого были прислонены 4 орудийных ствола. На передней грани постамента находился бронзовый барельефный портрет главнокомандующего Кавказской армии в 1877 году, окруженный венком с надписью: “Е. И. В. Великий Князь Михаил Николаевич”.
Ниже помещалась накладная надпись: “Русским воинам, доблестно павшим при штурмах крепости Карс в 1828, 1855 и 1877 г.г.”.
В самом низу передней грани постамента находилась бронзовая доска с надписью: “Сооружен в 1909 году в царствование императора Николая II”.
На трех других сторонах постамента помещались овальные бронзовые барельефы с портретами руководителей трех штурмов Карса: И. Ф. Паскевича, Н. Н. Муравьева и М. Т. Лорис-Меликова. Под каждым барельефом находилась бронзовая доска с подробным перечислением воинских частей, трофеев и потерь при каждом штурме. Вокруг памятника были установлены несколько групп трофейных турецких пушек, соединенных сдвоенной цепью. Угловые группы были увенчаны двуглавыми орлами.
А потом в России началась гражданская война и весной 1918 русские войска ушли из Карса. Памятник был немедленно разрушен. По Карсскому договору 1921 года Карсская область и Сурмалинский уезд вошли в состав Турции. Большевики во главе с Лениным, вынудили правительство Советской Армении подписать этот договор, который, скорее, можно было назвать приговором. Карс для армян олицетворяет одну из черных страниц новой истории: именно здесь, в простом железнодорожном вагоне, наспех, был подписан договор между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Договор, который лишил армян родины и оставил им только 29 тысяч кв. километров…
В прекрасной книге Александра Тонконоженко «Карсъ: проклятая память» описывается первое время после взятия русскими войсками крепости. В своей проповеди армянский архиерей сказал: «…Россия показала миру, что она осталась верной своему христианскому предназначению. Россия пришла на помощь своим братьям во Христе. Под покровом русского воинства пресечено массовое истребление армян многострадальной Западной Армении. Трижды Господь ниспосылал армянам испытание Карсом. Трижды наш народ с ликованием встречал своих освободителей и открыто помогал им, чем мог. И вот, наконец, мы дождались окончательного и бесповоротного освобождения Карса…» Увы, началась революция в России, и Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.
Сегодня Карс – это город-призрак, город – миф, кажется и не существующий уже, но пытающийся жить так, словно ничего не было: ни войн, ни резни армян, ни отступления российской армии, оставившей армян один на один с турецкими войсками, которые просто не смогли удержать одну из самых укрепленных крепостей на Кавказе…
Лично для меня Карс — это город, где родилась моя бабушка, Цагик Каспаровна. Однажды я приехал туда, и весь первый день бродил по улицам, пытаясь увидеть сквозь сегодняшнюю турецкую, вернее, курдскую действительность тот русский, свободный город Карс. Я шел по мостовой, вымощенной темными базальтовыми брусками, которая поднималась от центра города, мимо армянской церкви Двенадцати Апостолов, которую турки сделали мечетью, вверх, к городской крепости, и думал: «Наверное, юная девушка с нежным именем Цагик тоже пробегала по этим вечным камням, направляясь в церковь»… Позже я привез осколок этой мостовой домой, в Краснодар, и передал его моему товарищу, чьи предки тоже родом из этого города. Недавно мамы моего друга не стало. Согласно ее последней воле, маленький черный осколок положили ей в гроб. Насколько же дорогим был этот кусочек ее утраченной Родины, если она пожелала забрать его с собой, в вечность…
Эта информация в других веб ресурсах