Статья 2012-2013 гг. Публикуется впервые.
1. Каково состояние политической мысли у нации?
Собственно, надо задать и другой вопрос – а есть ли у нации политическая мысль, выраженная политическими смыслами и связями внутри самой национальной жизни? Думаю, что в последние годы интерес в обществе начинаeт выстраиваться — что-то похожее на мысль. Это скорее благодаря влиянию историка Н. Адонца…
Теперь выскажусь о состоянии информационных каналов внутри всех колоний Спюрка и самой Арменией. Хотя нация имеет устойчивые связи внутри системы Армения – Диаспора, но внутри нации культивируются не фундаментальные вопросы государственного строительства, исторические перспективы государства, жизни диаспоры, а все время фигурируют фрагментарные, второстепенные вопросы или рассказы о той или иной части национальной жизни. Интересно то, что эти фрагменты переполнены разнообразностью трактовок, которые относятся, как правило, к некой закрытой теме или к излюбленно лелеемой эмоциональной стороне армянской жизни. Что же в этих параметрах выдвигает национальная мысль — это от бытовых деталей событий, до характерных черт тех или иных субъектов этих событий — фигурантов разнообразных каналов СМИ. Необходимо менять наше мировоззрение, — мы не понимаем мир, в котором много веков живем. В то время, как наш Анализ и создание той или иной реальности, как правило, имеют свойства обращения к устойчивым псевдоисторическим штампам, которые у нации и у ее выразителей политической или иной мысли всегда под рукой. Взгляд же на проблему у нации всегда острый и крайне субъективный, он сформировался в период отсутствия государства. Этот взгляд на историю или ее фрагмент нация не меняет уже тысячелетие, не пытаясь вникнуть в собственные ошибки и сделать более объективные выводы. Все доходит до нелепости.
Из вышесказанного мы можем сделать некоторые выводы:
1. Армянский взгляд на национальную жизнь и государство носит фрагментарный характер,
2. Этот взгляд переполнен эмоциональным содержанием и крайне консервативен,
3. Этот взгляд никак не вяжется в единую систему, которая могла бы быть вписана в реальную политическую, дипломатическую и военную составляющую национальной жизни.
Есть ли полноценная политическая мысль у нашей истории? Думаю, что нет. Как, в этой связи, нет и военной, и экономической, исторической мысли, которые могли вывести нацию в саму реальность. Мы живем в реальности, но реконструкция этой реальности у государственной власти и у самой нации далеки от самой объективной реальности. Мы всю свою национальную биографию пишем не ту историю, которую мы проживаем, а совершенно иную, которая по всем важнейшим составляющим деформирована многими отрицательными чертами нашего характера – в ней много не только субъективного, но и несправедливого. Да и просто нелепого анализа. Наша история в том изложении, которая лежит перед нами и воспитывает из поколения в поколение нацию, в своей мировоззренческой составляющей не только отсталая, но и вредная для нас самих. Если она не помогает, — зачем она нам? И это я уже твержу более двадцати пяти лет. Нам необходима более выверенная система селекции. И нам важен новый модуль селекции, где степень справедливости будет выше, намного выше, нежели теперь. Кроме того, что мы не справедливы внутри национальной истории, мы еще и отсталые в фундаментальной составляющей. Да, мы должны выйти на новый, современный уровень восприятия реальности, без чего мы не сможем написать и представить перед миром нашу на сегодня высшую точку национальной ТРАГЕДИИ — ГЕНОЦИД. Без этих поправок мы будем думать точно также о геноциде как в прошлом веке.
Мир, и в первую очередь армянский, должен узнать, как мы воспринимаем собственную национальную жизнь, ее узловые моменты, которые должны быть вписаны в мировую историю. И, что более важно, — в международную современную жизнь.
2. Какова себестоимость национального самосохранения на сегодня?
Это важнейший философско-экономический вопрос для армянской жизни, как внутри государства, так и в национальной жизни проходит через века. Действительно, насколько соразмерно мы воспринимаем жизнь, ставим первоочередные вопросы существования, вопросы развития и прогнозирование будущего. Насколько наше национальное воображение и интеллект точно и с объективных позиций предоставляет реконструкцию реальности, которая окружает нас, и мы, считаясь с нею, адекватно выстраиваем национальную жизнь через века? Сегодня этот большой и объемный вопрос актуален как никогда.
Собственно, я хочу высказать мысль, — насколько рационально использовались реальные жизненные силы, куда входят физические данные, воля, чувство самосохранения, самооценки, опыт и интеллект, и они создавали объективные условия выбора лидеров нации, которые задавали всю систему развития или не развития нации.
Сегодня этот вопрос особо актуален по многим параметрам:
- именно рынок определяет модуль себестоимости жизни человека внутри государства;
- отсюда развитость и оптимальность структур власти, или инструментарий, которые обслуживают гражданина внутри страны;
- оптимальность и полезность законов, обслуживающие гражданина и государство;
- какова историческая составляющая национальной жизни в прошлые века?
Нас интересует это, лишь с той целью, чтобы мы могли сказать — рациональна или не рациональна наша жизнь? И каковы ее составляющие?
Давайте проследим за армянской жизнью через столицу трех республик – демографию Еревана.
В 1918 году Ереван был 30000 провинциальным городком Российской империи, который стал столицей Первой Республики.
Лишь в начале 60-х годов Ереван становится полумиллионным городом, а в начале 80-х — миллионником. Какова цена армянина, если мы по законам традиции не предали земле полтора миллиона наших единокровных?..
А в период распада СССР Ереван имел 1 миллион 250 тысяч жителей. И здесь новый стресс…
В период 1995-2000 гг. Ереван потерял более полумиллиона горожан, и лишь в последние два-три года стал набирать некий рост демографии – с 850 тысяч до 1 миллиона. Хотя с 2010 по 2012 год включительно вновь планка демографии поползла вниз…
Эти цифры надо сравнить с цифрами наиболее армяно-населенными городами, и от этого сравнения мы поймем, какие усилия тратит народ, чтобы сосредоточить национальную жизнь внутри государственных границ Армении.
Так, в начале 50-х годов все три столицы советских закавказских республик имели приблизительно одинаковое число армян. К 2012 году эти числа совершенно иные – в Баку реально нет армян, в Тбилиси около 145 тысяч, а в Ереване около 1 миллиона. Сегодня с Ереваном в этом вопросе спорят Лос-Анджелес и Москва. Это новый стресс. Так скажите, пожалуйста, сколько физических, финансовых, психологических, культурных и иных сил тратит армянин, чтобы просто в этом мире жить?.. И сколько это стоит? Так будет и в Спюрке! У скольких благотворительных фондов СКОЛЬКО кормится людей? Число фондов – около 30 тысяч!!!! Армянская благотворительность сегодня в той форме, какая есть, скорее, — во вред, нежели на пользу стране. Кстати, Спюрк вбирает не только положительное, но и отрицательное, а также все потрясения, которые испытывает то или иное государство нашей диаспоры. Только за последние сорок лет какие потрясения испытал Спюрк – Ливан, Иран, Ирак, Сирия, плюс внутренняя диаспора СССР.
Сила и стабильность народа — именно в стабильной Армении. Однако армяне легко покидают страну. Армению уже покинули конкурентоспособные, и мы вынуждены искать лидеров среди середнячков…
Мы с 2000 года стали нацией диаспоры, это означает, что большая половина армян перестали жить на своих этнических пространствах. Армения сегодня имеет столько жителей, сколько много десятилетий назад. Это – большой провал для национальной жизни. Разрушено ядро нации. И последствия этих изменений могут быть катастрофичны.
Теперь подумайте об очень высокой себестоимости национального самосохранения, и хорошенько задумайтесь — кто же за это должен платить? Учитывая рационализм нашей эпохи, могу спросить: разве не губительна такая безобразная и безмозглая щедрость? Еще бы! Чтобы выжить, нации необходимы такие инвестиции, которые приведут к финансовому краху всей уставшей национальной жизни. Почему? Себестоимость национального самосохранения определяется малоэффективной системой управления страной и народом. Мы сотни раз больше вкладываем физических и финансовых сил, и абсолютно не эффективно их используем. На сегодня армянская жизнь – несчастная и малоперспективная для создания независимого государства. Если народ не поменяет ценностные ориентиры и мировоззренческую стратегию, он вновь окажется во внутренней возне, которым воспользуются все наши соседи, как это было в начале ХХ в.. Но мы упрямо, не совершенствуясь, не исправляя ошибок, говорим будущим поколениям – теперь ваша очередь нести тяжелый груз национальной жизни… Я этот подход отрицаю! Будем ли меняться кардинально — вопрос.
Ноябрь — февраль, 2012-2013 г.
Петербург, Лос-Анджелес