Всю историю нахождения армян в России не было фактов массовых антироссийских настроений и, тем более, выступлений. Более того, армяне всегда выступали за укрепление России, как царской Российской империи, так и новейшей России.
В современной Армении русские имеют все права и возможности наравне с армянами. Армяне не пытаются их ассимилировать, не притесняют в вере, не оказывают психологическое воздействие на религиозное мировоззрение. И в случае смешанного брака, русский или русская остается в своей вере, а подросшие из смешанных семей дети сами выбирают в какую церковь им ходить. И это не меняется долгие десятилетия.
Так уж исторически сложилось, что враги России были и врагами армян. И если волею судьбы армяне оказывались во враждебном России лагере, то они отказывались стрелять в русских или старались принести минимум смертей. Как это было во времена Ивана Грозного, когда казанские татары решили использовать армян-артиллеристов против русских, но те отказались биться с русскими. И тогда татары привязали их железными цепями к пушкам и под угрозой смерти заставляли стрелять. Летописец говорит, что армяне, прикованные к пушкам, стреляли так, что ядра или не долетали, или перелетали через головы русских войск («Казанская история», изд. АН СССР, М.-Л. 1954, стр. 135). Или еще ранее, когда в середине ХI века в войсках киевского великого князя, сражавшегося против половцев, находился отряд воинов армян. Или в 1410 году в Грюнвальдской битве плечом к плечу со славянским войском сражались против кровожадных тевтонов два армянских отряда. Можно перечислять и другие факты участия армян в русских войсках.
Однако история остается историей, а настоящее время диктует новые требования, поднимая новые проблемы. Для укрепления и безопасности российского государства процесс ассимиляции народов Российской Федерации очень важен сейчас, да и всегда был важен. Но в отношении армян этот процесс играет ровно противоположную и отрицательную для России и русских роль.
Если не ассимилированные армяне не представляют опасности для России и русских, то ассимилированные армяне, потерявшие свою ответственность перед армянским сообществом и превратившись в манкрутов, есть кандидаты в антирусские и антироссийские экстремистские организации. В последнее время это, например, радикальные исламистские организации, члены которых отрицают духовное и культурное прошлое любого народа и ставят над людьми лишь исламистский догмат. И как раз контингент их идеологической обработки есть манкруты.
Но как противостоять процессу ассимиляции? Системно подойти к этому вопросу можно только через государственные законы и государственные решения. Первый метод сопротивления процессу ассимиляции — это компактное проживание. За последние сто лет были два поселения, созданные для компактного проживания армян. Это Гайкадзор в Краснодарском Крае и Айкаван в Крыму. Эти два поселения были созданы в разное время и по разным причинам. Гайкадзор был основан в 1915-16 годах и заселен выходцами из Трапезунда. А Айкован был организован в 1993 году как часть программы возвращения депортированных коренных народов Крыма. Два поселения за сто лет это почти ничего.
Конечно, неизбежно встаёт вопрос об автохтонности армян как в Краснодарском Крае так и в Крыму. И тут нужно сразу поставить точки над всеми «и». Армяне стали организованно проживать на территории Краснодарская края, по крайней мере, с I века до нашей эры (в связи с пребыванием многотысячных армянских легионов Тиграна Великого на охране окраин Понтийского царства Митридата VI). И это было задолго до того, как этот край стал частью России.
Что касается Крыма, то первые армяне переселенцы были еще в VIII веке, в период принадлежности Крыма Византийской империи. И это было тоже задолго до того, как Крым стал частью России.
Исходя из всего этого, армян в большей степени можно назвать коренным народом Краснодарского края, чем русских и казаков, и также и в Крыму — чем русских, украинцев и крымских татар.
Однако армяне из-за политкорректности и врожденной миролюбивости стараются эти факты не упоминать. Тем более, что армянам комфортно в России, и они не чувствуют притеснения ни в чем. Тем не менее, в интересах будущего России, в интересах безопасности России, в интересах русского народа — это развитие компактного проживания армян в этих краях, а также — обучение армянскому языку и истории армян в школах, привитие этнического самосознания.
В связи с тем, что армяне признаны депортированными из Крыма народом, власти России обязаны создавать армянские поселения в Крыму и с теми же условиями обучения армянской грамоте и истории армян. И не секрет, что именно на армян, как наиболее организованную и энергичную этническую группу, власти России и русский народ может опираться в Крыму. И именно армяне могут противостоять турецким миссионерам, пытающимся расшатать устойчивое положение юга России.
И если сейчас существует некое спокойное положение на юге России, то, как известно, история любит повторяться. И если сейчас не предпринять меры, то потом решать придется аврально, неэффективно и во много крат дороже.
Конечно, решения вопроса компактного проживания армян и предотвращения ассимиляции не является панацеей от всех угроз на юге России, но это — одна из важных задач для современной власти Российской Федерации. И скидывать эту задачу на последующее руководство России — как минимум, недальновидно.
Аствацатуров Арам Семенович
администратор Виртуального Дискуссионного Клуба «Мысль» в Фейсбуке
One thought on “Арам Аствацатуров. Ассимиляция армян. Опасность и методы противодействия”