К сожалению, даже спустя 1000 лет выдающаяся роль Анны в крещении Руси замалчивается и не известна широкой общественности.
Разъяснение известного украинского ученого, философа, арменоведа, кандидата философских наук Ирины Яковлевны Гаюк:
«- Почему армянское происхождение принцессы Анны несправедливо умалчивается?
– … Что же касается царевны Анны, то здесь, думается, вопрос или проблема не в замалчивании, а в малоизученности этого вопроса. Это с одной стороны, а с другой – все вопросы, связанные с плохим освещением армянской тематики, напрямую связаны с плачевным состоянием востоковедения в Украине. Не секрет, что уровень развития науки и культуры в стране зависит от государственной политики в этих сферах. Если в советское время было понятно, почему востоковедение не было в почете у «власть предержащих» – изучая Восток, вырисовывалась совсем другая, заметно отличающаяся от официально санкционированной, история Украины, то ответить на вопрос, почему развитие востоковедения (а значит, и арменистики) сейчас практически не развивается государством, очень трудно. Помимо этого, думаю, есть еще одна причина умалчивания армянского происхождения Анны – чисто политическая: люди, занимающие высокое положение в государстве, как правило, являются выразителями интересов и воли прежде всего данного государства, а не этноса или нации, к которым они относятся. Однако полностью исключать этно-национальный фактор тоже нельзя, просто в каждом случае степень его проявления нужно изучать индивидуально, а не механически, только по факту генетической принадлежности.
Армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают. И, очевидно рассматривать ее фигуру в контексте армяно-украинских отношений тоже имеет смысл по ряду причин. Во-первых, в контексте крещения Руси князем Владимиром, что непосредственно связано с Анной. Оставляя в стороне перипетии херсонесской войны и заключения брачного союза, с этим событием связан радикальный поворот в истории Украины – смена вероисповедания, которая означала коренную перестройку всего жизнеустройства народов, населявших эти земли. Но если официальное крещение Руси произошло при Анне, то и с ней на Русь прибыли официальные представители Церкви, ставшей государственной. А поскольку Анна, естественно, была армянкой-халкедониткой, то вероятнее всего именно с ней на Русь прибыло какое-то количество армян-халкедонитов. О том, что на Руси были как армяне – верные Армянской Апостольской Церкви, так и армяне–халкедониты, свидетельствует антиармянская полемика на Руси в 11-12 вв. Отмечая этот факт, проф. Я.Дашкевич считал, что это были выступления киевской православной иерархии против «своих конкурентов в прошлом». Но, думается, вряд ли события далекого прошлого, если только они напрямую не касаются настоящего, вызвали бы столь яростные выпады против представителей традиционного армянского вероисповедания. Тогда как если представители киевской иерархии были из числа армян-халкедонитов, а в Киеве в то время, как известно, была сильная армянская колония, имевшая, как минимум, одну традиционную церковь на Подоле, то такие выступления становятся понятными. По мнению Я.Дашкевича, именно армяне-халкедониты могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании. А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсимэ, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, но думается, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками-халкедонитами, которые, прибыли с ней в Киев. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных.»
сайт «Аналитика», 6 марта 2011 г.
«Армянская царевна Анна — Крестительница Киевской Руси», Александр Ерканян, 1 сентября 2015 г.
То же на сайте Российской Епархии Армянской Апостольской церкви
«Битва за Анну и другие подвиги князя Владимира«, Олесь Бузина, 21 декабря 2013 г.
«Как армянка Анна Русь крестила», Марина и Гамлет Мирзоян, газета «Ноев ковчег», март 2012 г.
Из книги “Армяне на Византийском престоле”, Ромэн Тер-Газарян, Москва, 2002 г.
Короткое выступление Вагана Бабаханяна на Круглом столе «Семья и вера», Санкт-Петербург, 16 июня 2016 г.
Статья в Википедии
Н.М. Карамзин, » История Государства Российского», цитата
«Сын Владимира Ярослав Мудрый много внимания уделял религиозным вопросам. При нем была создана киевская митрополия, появился первый русский иерарх Илларион. Все эти события несколько затмили ту важную роль, которую сыграла Анна Византийская в христианизации Руси. Митрополит Илларион не любил греческого влияния на церковь и поэтому делал все, чтобы летописцы особо не распространялись о деятельности жены Владимира. Во многом именно с этим связана скудность русских источников, рассказывавших об Анне.»
Максим Новичков, FB.ru, 3 апреля 2016 г.