«Армянская теория» Урарту (Армянская теория о происхождении Урарту)— научная теория, согласно которой Урарту являлся древним армянским государством.
Этот материал взят из поста 2007 года в ЖЖ АндраникПаша http://andranikpasha.livejournal.com/19158.html
Перед началом текста оригинала (с параграфа История) приводим комментарии автора под его статьей в ЖЖ:
«Для меня было странно приехав в Россию узнать, что здесь единственной верной считается теория Дьяконова о пришлости армян (совместно с трудами Пиотровского). Хотя сам Дьяконов в конце жизни вроде отказался от своей идеи (которая, кстати, почти не имеет конкретных доказательств, а скорее основана на трактовках пары упоминаний и домыслах), он даже признавался, что получал деньги из Азербайджана… И что более странно, на русском из «арм. теории» почти ничего не издано, кроме наиболее спорных работ Айвазяна и Ишханяна, хотя на английском издано достаточно много.
… К сожалению, история — наука очень политизированная, чтобы оправдать свою политику или идеологию, (иным) важнее иметь финансы и мощное «министерство пропаганды» с гебельсиками разного масштаба…»
— — —
История
Предположения об армянском или прото-армянском происхождении Урарту появились в XIX веке, после того как европейские специалисты на территории Армянского нагорья впервые обнаружили свидетельства о существовании государства Урарту [1]. После изучения урартинских находок, ряд ученых высказались в пользу разного этнического происхождения населения Урарту (урартинцы) и собственно армян. Однако и в дальнейшем факты, свидетельствовавшие за отождествление Урарту с древней Арменией имели место [2]. Видный мыслитель, доктор Гайк Асатрян например в 1939 г. писал: «Физиологические исследования (в частности, сделанные немецким ученым Фон Лушаном), постепенно доказали, что за 15 веков до Христа Малая Азия, Армянское нагорье, восточная часть Персии и Сирия населялись народом объединенного физиологического типа. <…> Этот этнос известен как арменоидный, протоармянский, алародский, кападовкийский, мало-азиатский, хиттитский». [3]
Доводы в пользу теории
Основной этап формирования научных основ «армянской теории» Урарту начался в 1960-е, в годы Хрущевской «оттепели» и относительной свободы в научных исследованиях ученых Армянской ССР. Приверженцы армянской теории (Мартирос Гавукчян, профессор Левон Шаинян, профессор Сурен Айвазян, академик Рафаел Ишханян, доктор Томас Дж. Самуелян, Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян и др.), для обоснования своей теории, в особенности пользуются следующими доводами.
1. Историографические:
-Согласно древним армянским народным сказаниям, армянский народ берет начало от Иафета, сына Ноя, который после всемирного потопа остановился с семьей на склоне горы Арарат, а позже ушёл в Вавилон. Однако, подняв там восстание против тирана Бела, потомок Иафета — легендарный праотец армян Хайк (Гайк) вернулся и окончательно обосновался в Армении, дав начало армянскому царству. В частности, так рассказывает историю происхождения армянского народа крупнейший армянский средневековый историк Мовсес Хоренаци в «Истории Армении». При том, ряд фактов и персон, связанных с Урарту (Гайк Наапет/бог Халди, основание Вана Семирамидой [4], царь Арам [5]), толкуются Хоренаци в контексте армянской истории. Такое толкование «истории Араратского мира» было широко принято и в последующие века (например, у русских историков XIX в.[6]). Гевонд Алишан в 19 в. рассчитал примерную дату поселения Гайка в Армении (2492 г. до н. э.), с которого и начинается собственно армянское летоисчисление.
-В четырехязыковых настенных надписях ахеменидского царя Дария Первого («Бехистунская надпись», VI в до н.э.) названия Урарту и Армения используются как синонимы в разных языковых вариантах [7], [8].
-Древние переводы четырех упоминаний Арарата (страны Арарат) в Евангелии (в частности, как Армении): так, некоторые исследования Библии [9], [10] пишут, что «Арарат, упоминаемый в Библии (Gen.8.4, 2 Kings 19.37, Isa 37.38, Jer. 51.27), в ассуро-вавилонских первоисточниках называется Урарту, и суть есть историческая Армения».
-Первой исторической надписью, называющей регион Армянского нагорья Арменией, является Шумерская надпись Нарам-Суена, датируемая 2260 г. до н. э., на тысячу лет опережающая первое упоминание Урарту [11].
2. Антропологические:
-По мнению антрополога Ф. В. Лушана, «армяне потомки древнейшей туземной расы Малой Азии, отстоящий свой тип от всех влияний на него семитов, греков и т. д.». [12]. Лушан называет найденные в Армянском нагорье древнейшие черепа арменоидными (armenoid) [13]. Физиологи Э. Шантр, Вирхов, Понтюхов, Тварянович в своих исследованиях также пишут, что Армянское нагорье с древнейших времен было населено арменоидами [14].
3. Лингвистические:
-Многие сторонники армянской теории указывают на то, что с древнейших времен армяно-арийские племена в Армянском нагорье поклонялись культу бога солнца Ар. М. Гавукчян, К. Сукиасьян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах «Армения», «Арарат» и «Урарту» (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня «ар» (о существовании бога Ар у древних армян писал еще акад. Г. Капанцян в 1940-е). Идею существования обще-индоевропейского корня, значащего «огонь» Арев (Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара), Арян, Арта и др. поддерживают также акад. акад. Т. Гамкрелидзе и В. Иванов [15].
-Известные ныне 500 урартских надписей, выполненных клинописью, содержат примерно 350-400 слов, большинство которых урартские, а часть заимствовано из других языков. Самое большое количество заимствований иностранных слов в урартском — из армянского, примерно 70 слов-корней. [16]. В середине 1990-х историк Артак Мовсисян, представив частичную расшифровку урартских иероглифов, предположил, что они написаны на ранне-армянском.
-Слабо выражены хуррито-урартские историко-культурные связи, в частности, структура урартского пантеона (в отличие от хурритского) рассматривается как типично-индоевропейская: «имена ряда урартских богов могут толковаться как армянские», что являлось причиной «решающей роли индоевропейского элемента населения в стране» [17].
4. Географические:
Ряд ученых преобладание армянского этнического элемента на Армянском нагорье исчисляют с 4-5 тысячелетий до н. э., или, возможно, с более раннего времени [18][19]. Частный случай этого утверждения встречается у академиков Т. Гамкрелидзе и В. Иванова, которые пишут, что задолго до появления Урарту армяне уже жили на Армянском нагорье, составляя население страны Айаса-Аззи [20].
Современные сторонники армянской теории Урарту поддерживают теорию о миграции индоевропейских народов (Гамкрелидзе-Иванова).
Основные течения
Внутри самой теории выделяются следующие течения:
-Акад. Р. Ишханян и С. Айвазян вообще отрицают существование урартов, как отдельного этноса, а Урарту считают другим названием Армении (также Хайасы, Наири, Айка, Араратского царства и т.д.)[21]. Авторы Советской армянской энциклопедии предполагают, что урартский язык являлся формальным письменным языком государства Урарту, в то время, как его жители, включая царскую семью, говорили по-армянски: изучение клинописей показывает, что урартский за 250 лет использования не развивался, что дает повод предположить, что она уже не имела устного применения [22]. Следовательно, энциклопедия предполагает, что населяли Урарту и правили им армяне [23].
-Ученые, считающие Урарту одним из этапов окончательного формирования армянского народа: по их мнению, этот процесс в Армянском нагорье начался задолго до образования Урарту [24].
-Ученые, считающие Урарту прото-армянским государством, которая сопровождала и способствовала формированию собственно армянского этноса [25]: «Большинство ученых считают, что по-армянски говорила царская знать Урарту, которая руководила много-этническим, в последнюю эпоху Урарту- в большей степени армяно-говорящим населением [26]». Данной течении придерживается, в частности, профессор Лондонского университета Дэвид Лэнг, который считает, что армянский народ сформировался благодаря слиянии племен Хайасы, Арме-Шуприи и урартов [27].
Цитаты
-«Большинство исторических и текстовых доказательств поддерживают вывод о том, что Урарту, Арарат, Армения и Гайк разные имена одной и той же страны и народа». Томас Дж. Самуелян. «Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories», by Thomas J. Samuelian, Yerevan, Iravunq, 2000, p. 14.
-«У.Ф. Олбрайт как-то сделал интересное предположение, что имя вавилонского бога Нинурта может быть интерпретировано как «повелитель Армении» (то есть Арарата, Урарту), или властелин железа<…> Урарту- первое армянское государство». Проф. Лэнг Дэвид, Армяне. Народ-созидатель / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной, М., Центрполиграф, 2005, 350 с., ISBN 5-9524-0954-7, с. 89-90.
-«В этом исследовании мы впервые приводим некоторые древнейшие данные из клинообразных надписей о происхождении династии Ервандуни и имен ее представителей, указывающие, что страна Армина династии Ервандуни являлась продолжением Урартинского царства». Martiros Kavoukjian; «Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia», Montreal, 1989, ISBN 0921885008, Preface.
-«Главным богом аборигенов Армении армян, начиная с 3-го тысячелетия до н. э. был могучий бог солнца Ар, который оставил глубокий след во всех сферах жизни армян. Культом главного бога Ар в том числе аборигены Армении всех веков соединяются и отождествляются с друг другом так, что любое отделение-отчуждение (например, скажем отчуждение урартов) становиться искусственным, антиисторическим». Профессор Левон Шаинян (Анжела Терьян. «Культ бога Ар в Армении» (на арм.), Ереван, Агванк, 1995, с. 3.)
-«Позже, когда сформировалось государство Биайнили, согласно этнониму армянских племен известных как «урурда», в ассуро-вавилонских надписях страна называлась Урарту. Интересно, что в урартских надписях отсутствуют как название Урарту, так и Наири. Пришлые племена свою страну называли Биайнили или Биайна, армянский вариант которых – Ван. А в ассуро-вавилонских надписях страна (Армянское нагорье) по-прежнему называлась Урарту или Урашту, что, должно быть, образовано от армянского имени гавара «Уруштуник» или «Рштуник», находящегося к югу от города Ван (должно быть, территория города Тушпа (Тосп) тоже входила в него). Евреи в Вехтом завете топоним Урарту или Урашту упоминают как «Страну Араратскую» или «Арарат», что в действительности было одним из имен страны Армения». акад. Сурен Еремян, «Историческая среда образования армянского народа», «Гитутюн ев техника» (Наука и техника), журнал, на арм., Ереван, № 4, 1985
Отражение в литературе
Армения у многих поэтов называется «Араратской страной», «Страной Наири» или «Урарту». В средние века было принято самоназвание Армении «Страна Арарат (Арарад, Айрарат)».
Например, в известном стихотворении «Ужель поэт последний я?» Ваан Терьян (1885-1920) называет Армению «Страной Наири» (пер. В. Брюсова). В другом стихотворении Терьян называет армянку наирянкой: «Мне наирянка улыбнулась тонкостанная» (перевод К. Бальмонта). Во время встречи советских писателей в 1932 г. М. Горький назвал Чаренца «Страной Наири» (так как на русском издавалось одноименное произведение Чаренца о жизни армянского города). Отождествление Наири и Урарту с Арменией наблюдается и во многих произведениях современной армянской литературы (Вардгес Петросян, Амо Сагиян, Геворк Эмин, Ваагн Давтян и др.). Современный поэт, философ, историк и мыслитель Александр Варпетян называет Урарту «армянским государственным образованием».
Критика
Данная теория критиковалась начиная с XIX в. В частности, среди ее критиков, представители «хурритской теории» происхождения Урарту.
Литература
На английском
Dr. Thomas J. Samuelian, «Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories», Yerevan, Iravunq, 2000, 34 p. ASIN: B0006E8NC26 (http://www.arak29.am/PDF_PPT/origins_2004.pdf) или http://www.ararat-center.org/upload/files/TomasSamuelyan_Origins_2004.pdf
Martiros Kavoukjian, «Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia», Montreal, 1989, ISBN 0921885008
Martiros Kavoukjian, «The Genesis of Armenian People». Montreal, 1982.
Raphael A. Ishkhanian, On the Origin and Earliest History of the Armenian People, trans. N. Ouzounian. Montreal, 1989.
Artak Movsisyan, «Mithraic (Mehian) Writing in the Kingdom of Van (Biaynili, Urartu, Ararat)». Yerevan, 1998.
На армянском
Гавукчян, Мартирос. «Происхождение имен Армен и Ай, и Урарту». Бейрут, 1973.
Анжела Терьян. «Культ бога Ар в Армении». Ереван, Агванк, 1995.
Шаинян, Левон. Загадка «Урарту» (на арм.). Ереван, Госиздат. «Луйс», 1994, с. 223. ISBN-13 9785545012695, ISBN-10 5545012699
Карапет Сукиасян. «Армены и Арарат», Лос-Анджелес, 1996.
Сноски
1 «Русский Архив», 1895, 7, стр. 396 398
2 Например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890 1907 гг.)
3 Г. Асатрян, «Избранное» (на арм.), Ер., Амарас, 2004 г., с. 117 ISBN 99930-1-057-X
4 См.: Авдиев, В. И. История Древнего Востока, Москва, «Высшая школа», 1970, с. 419 420.
5 См.: Армен Петросян. Легенда об Араме в контексте индоевропейской мифологии и вопрос армянского этногенеза (на арм.), Ереван, «Ван арян», 1997. Профессор Бабкен Арутюнян Арама, описанного Хоренаци, отождествляет с «армянским царем Эрименой-Арамани». См.: Бабкен Арутюнян. Про Армению, армяно-иранские отношения и некоторые вопросы древнейшей истории Передней Азии (7-6 вв. д.н. э.). Ереван, «Айгитак», 1998, с. 90
6 «Из Династии Гайка от наследников его родился Арай, прозванный на армянском языке кегецик то есть прекрасным или благообразным. Именем Арая, в память его, названа высочайшая гора в Армении Араратом, толико известная в Священном Писании, где упоминается гора Арарат и страна Араратская, как древнейшее государство Армении» (Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. М.: Типография Лазаревых Института восточных языков, 1832, с. 293). Также: Абаза В. А. История Армении. СПб, Тип. И. Скороходова, 1888, с. 26-27
7 «The Sculptures and Inscription of Darius the Great on the rock of Behistun in Persia, London, 1907»
8 Тер-Саркисянц, Алла, История и кульура армянского народа с древнейших времен до начала 19 в.. М. Вост. лит., 2005, 686 с., с. 57: говоря об изображении армянина на Бехистунской скале, автор отмечает: «одежда древних армян имеет большое сходство с одеждой, в частности головными уборами, урартских послов, изображенных на рельефах Ашшурбанипала [Струве, 1946, с. 31-38]»
9 The Harper Collins study Bible New revised standard version, Harper Collins publishers, p. 1203
10 The Oxford companion to the Bible, edited by Bruce M. Metzger, Michael D. Coogan, NY, Oxford, 1993, p. 46
11 «Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories», by Thomas J. Samuelian, Iravunq, 2000, 34 p., ASIN: B0006E8NC26; p. 14. http://www.arak29.am/PDF_PPT/origins_2004.pdf
12 F. V. Luschan. Die Tachtadschy und andere Ueberreste der alten Bevölkerung Lykiens / «Archiv für Anthropologie». XIX, 1890
13 Luschan, Virchow Отчет сьезду Германскаго Антропологическаго Общества 1892 года
14 Карапет Сукиасян, «Армены и Арарат» (на арм.), Лос-Анджелес, 1996, с. 45
15 T. V. Gamkrelidze and V. V. Ivanov. The Early History of Indo-European (aka Aryan) Languages / Scientific American, vol. 262, N3, March 1990, pp. 110 -116
16 Encyclopedia Americana, v. 2, USA 1980, pgs. 539, 541; Hovick Nersessian, «Highlands of Armenia, » Los Angeles, 2000.
17 Д-р Армен Петросян, Вопросы этногенеза армян (на арм.), Ереван, Нораванк, 2006 , с. 6-9, также- А. Петросян, Троица главных урартских богов и вопрос происхождения высших правителей страны // «Историко-филологический журнал», Ереван, 2002, 2
18 История Армении с древнейших времен до наших дней. Под ред. Э. Л. Даниеляна, Ереван, «Анкюнакар», 1999, с. 7-8.
19 Айвазян, Армен. Родной язык и возникновение национализма: Сравнительный анализ армянских и европейских первоисточников (на армянском, на русском), Ереван, «Артагерс», 2001, с. 17. ISBN 99930-71-04-8
20 T. V. Gamkrelidze and V. V. Ivanov, The Early History of Indo-European (aka Aryan) Languages / Scientific American, vol. 262, N3, March 1990
21 Тер-Саркисянц, Алла, История и культура армянского народа с древнейших времен до начала 19 в.. М. 9979Вост. лит., 2005, 686 с., с. 126
22 Армянская Советская Энциклопедия, т. 12, Ереван, 1987, с. 274-282
23 Армянская Советская Энциклопедия, т. 12, Ереван, 1987
24 например, К. Сукиасян называет Аратту ранне-армянским (араратским) государством и считает Урарту его наследником (Карапет Сукиасян, «Армены и Арарат», Лос-Анджелес, 1996, с. 67-68)
25 Тер-Саркисянц, Алла, История и культура армянского народа с древнейших времен до начала 19 в.. М. Вост. лит., 2005, 686 с., с. 52
26 The majority view states that it (Armenian) was spoken by the royal elite, which ruled over a multi-ethnic, in late Urartian times largely Armenian-speaking population. (Hungarians and Europe in the Early Middle Ages: an introduction to early Hungarian history — Page 76 (by András Róna-Tas))
27 Лэнг Дэвид, Армяне. Народ-созидатель / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной, М., Центрполиграф, 2005, 350 с., ISBN 5-9524-0954-7, с. 126-129
PS- Данная статья, по идее, должна была войти в состав статьи «Урарту» русской Википедии, но так как несмотря на некоторые уступки со стороны авторов статьи «Урарту» полностью это сделать нам не удалось, пришлось создать данную статью (которая по структуре соответствует правилам Википедии), а также нам удалось создать отдельные статьи о наиболее известных представителях данной теории. После долгих споров удалось также привести статью «Урарту» в чуть более нейтральный, в не ярко-антиармянский вид. Спасибо всем, кто поддержал, особенно Ваагни — за дополнения в самой статье «Урарту».
= = = = =
ДОПОЛНЕНИЕ В.Б.
Сурен Айвазян. Отрывок из книги (из форума Вардананк, 2008)
Анжела Терьян. Сайт с работами
После труда <Культ бога Ар в Армении> была написана новая книга ‐ <Армения: Колыбель Сотворения и Цивилизации> /на армянском/, где снова затрагиваются вопросы касающиеся культа Бога‐творца АР‐АРА. Она была опубликована в 2002 г. и переопубликована в 2011 г. /241 страниц/. Книга имеет список использованной литературы на армянском, русском и английском языках. Резюме на русском, на английском.
Артак Мовсисян. Фильм «Царство Урарту-Армения»
Добавлена вторая ссылка на Thomas Samuelian, две ссылки на Армена Айвазяна.