Автор — Георг Габриелян
Фейсбук — https://www.facebook.com/groups/armpeterburg/permalink/871068906337103/
Прочел статью С. Карамяна «Если друг оказался вдруг».
https://www.facebook.com/groups/armpeterburg/permalink/871004503010210/
Человек избавил меня от тяжелой работы: объяснить особо тупым и упертым армянам, что нам не на кого рассчитывать, кроме самих себя.
Написано хорошо, достаточно тактично. Я бы так не смог.
Однако есть несколько выводов – не только «в-третьих» (который господин Карамян не захотел озвучить), но и в-четвертых, и в-пятых.
Итак, в-третьих, не только во время последнего конфликта, но, по большому счету, и прежде – с того момента, как мы поставили на Россию более 200 лет назад, судьба Армении и армян – не более игральной карты (не очень высокого достоинства) в руках любых российских (и, конечно, советских властей).
Напоминаю, еще во второй половине ХIX века министр иностранных дел Российской империи Лобанов-Ростовский прямо заявил: «Нам нужна Армения без армян», тем самым не только начертав позицию России по «армянскому вопросу» на долгие столетия вперед, но и невольно вскрыв ее прежнюю политику.
Справедливости ради: это не только позиция России по отношению армян, но и политика всех по отношению ко всем. Точно также вели себя «христианские державы Европы» по отношению к нашему народу. И такова же их практика (не только России, но и других сколько-нибудь сильных государств) в отношении иных малых стран.
Нужно констатировать, что мы для России и других «великих держав» даже не дрова для костра, а бумага для их растопки. Впрочем, то же касается т.н. Азербайджана.
Это значит, что при сохранении нынешнего статус-кво проблема существования Арцаха, Республики Армения и армянства в целом остается под вопросом.
В четвертых. Самый важный результат апрельской войны: из лексикона большинства армян навсегда исчезнет идиотский вопрос: «А куда нам деваться»? Во всяком случае, хочется надеяться.
И, соответственно, наши многочисленные «доброжелатели», наконец, заткнуться по поводу того, что «армянам все равно некуда деться».
Кроме того, еще одно, набившее оскомину утверждение, канет в Лету: «Россия всегда спасала армян». А может, будет точнее, если в этой конструкции слово «спасала» заменить на «подставляла».
Пора понять, что «спасение» — лишь побочный (и совсем необязательный) результат приращения земель.
То есть, при всех очевидных «минусах» августовской войны, самый ужасный из которых – гибель наших людей, мы должны сделать вывод.
Какой? А это, в пятых. Есть недалеко от Армении государство не сильно больше нашего.
Глава правительства этого государства (а там – парламентская система) может послать хоть Обаму, хоть Путина. Государство это возникло в 1948 г. Стартовые условия у него были хуже, чем у Республики Армения в 1991 г. Территория до сих пор – меньше. Врагов – больше. Просто за 25 первых лет своего существования Израиль создал полноценную разведку и армию, сильные лоббистские группы во всем мире, мощную промышленность и сельское хозяйство, замечательную науку. А мы?
Мне представляется, что мы, по существу, забыли Геноцид, что 50 лет жизни в советском омуте свели к минимуму наше чувство самосохранения и волю к независимости.
Если за наши 25 лет независимого существования, совершены ошибки, а они, очевидно, имеют место, то ведь у каждой ошибки есть свои имя и фамилия.
Если руководство Армении неспособно адекватно реагировать на вызовы времени – оно должно уйти.
И не нужно повторять архаичную российскую мантру, что, мол «коней на переправе не меняют». Если «кони» не тянут воза, то пусть уходят сами, не провоцируя внутренних конфликтов, коль скоро они патриоты. Ибо нужно отвечать за ОДКБ и ЕврАзЭС, за массовую эмиграцию из страны, за отсутствие нормальной экономики и науки.
Я, разумеется, не призываю заменить «боевых ребят» из Карабаха, занявших высшие посты в РА, на советских гуманитариев либерального толка. Но ведь, у нашего народа есть, слава Богу, замечательная, креативная диаспора.
Может быть, пора пересмотреть законы о гражданстве РА и принять нормативный акт, идентичный израильскому, что каждый армянин (соответствующий определенным критериям) при желании должен получить гражданство Армении?
И еще. По происхождению я арцахский армянин во всех своих обозримых корнях. Но я никогда не жил в Армении, а в Карабахе только отдыхал летом. Знание языка у меня весьма поверхностное.
Последние 36 лет я живу в Питере. Недавно понял, что я, скорее русский, чем армянин. Дело не в том, что я думаю ПО-русски, я мыслю КАК русский. Это к тому, чтобы меня не обвинили в русофобии.
Абсолютное большинство моих друзей – русские. Да и сам я позиционирую себя, скорее, как российский политик демократической и патриотической направленности, нежели активист армянской диаспоры. Но простая логика, поверхностное знание истории и чувство справедливости заставили меня написать этот текст.