По его словам, Ереван манипулирует ситуацией, имитирует диалог, пытается усадить за переговорный стол представителей Нагорного Карабаха, на что Баку никогда не согласится. Сегодняшняя агрессия Азербайджана против Арцаха и Армении наглядно показывает туранский тандем в действии. Сейчас много говорят о крайне нестабильной ситуации в Азербайджане и Турции как о причинах их агрессии, но не могу согласиться, что они стали решающими в решении начать агрессию против армянского народа. Пропаганда ненависти не только к армянскому народу, но и к России потребовала своей практической реализации. Но при всей сложности военной обстановки в Арцахе, блицкриг уже сорван, героизмом армянских солдат и стойкостью армянского народа.
Ситуация приобретает зловещий характер, если азербайджано-армянский конфликт рассматривать не в срезе Нагорного Карабаха, а более глобально и держа в уме крылатую фразу отца-основателя современного Азербайджана Гейдара Алиева, ставшую девизом азербайджано-турецких отношений – «Один народ, два государства». Даже без глубокого анализа, довольствуясь простым сопоставлением, можно увидеть трансформацию внешней политики турецко-азербайджанского союза. Она стала куда более агрессивной и проникающей в сравнении с собой же, скажем, десятилетней давности. По сути, сейчас идёт речь о полном подчинении Азербайджана Турции и использовании его в качестве составляющего элемента пантюркистской и неоосманской политики Р.Т. Эрдогана. Но восстановление влияние Турции, будет означать восстановление векового порабощения и геноцидальной политики Турции пусть и с поправками на определённые реалии ХХI века. Это угроза не только для армянского народа, но и для России.
Баку уже активно прибегает к агрессивной риторике и на иранском направлении. Заметно окрепли интонации в спорах с Туркменистаном по поводу спорных газовых месторождений на Каспии. Азербайджан пытается говорить на равных с Западом, не приемля замечаний, касающихся демократических стандартов.
Для понимания сути происходящих событий достаточно посомотреь на союзников Азербайджана и Турции в их агрессии против Арцаха и Армении. Это прежде всего запрещённая в России по решению суда террористическая организация ИГИЛ* и её дочерние структуры, с этой точки зрения армянские солдаты воюют с теми с кем российская армия воюет в Сирии. Далее, союзниками Азербайджана является русофобская Грузия, проводившая политику геноцида народов Абхазии и Южной Осетии и потерпевшая военное поражение, а так же русофобская и бандеровская Украина на которой уже реки крови мирных жителей Донбасса.
В настоящее время Анкара бескомпромиссно отстаивает свои позиции в различных спорах с США, угрожает Европе, пытается противостоять России в Сирии и Ливии. Пытается действовать агрессивно в споре с Грецией вокруг морских углеводородных месторождений. Вполне «на свой взгляд и вкус» действует в Сирии и Ливии. Пытается взять роль посредника в карабахском конфликте. Естественно, на стороне Азербайджана, что совершенно и не скрывает, не смущаясь, что занятая позиция никак не может сочетаться с посреднической миссией, как таковой. Но при возникающих время от времени спорах с США и ЕС, Турция и её дочерний и вассальный Азербайджан являются важнейшими звеньями политики США и НАТО по сдерживанию и ослаблению России. В частности, необходимо упомянуть проекты доставки азербайджанских нефти и газа в обход России.
На берегах Босфора с некоторых пор не особо озадачены маскировкой своих имперских целей. Союз тюркоязычных государств – Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан — вполне можно рассматривать как первый шаг к возникновению «Блистательной Порты-2». Поддержанная Турцией агрессия Азербайджана против Арцаха и Армении это переход всех возможных красных линий и демонстрация опасности политики Р.Т. Эрдогана и И.Г. Алиева уже для всего человечества.
Понимание такой опасности постепенно приходит к мировому сообществу и подтверждением этого является совместные усилия России, США, Франции по прекращению вооруженного конфликта. Нельзя не отметить и конструктивную позиции других стран, как западноевропейских, так и мусульманских, осуждающих Азербайджано-Турецкую агрессию.
Простой взгляд на карту убеждает в том, что в сюжете возникновения тюркской неоимперии Армения – «пролив» с другим знаком. Другая страна региона с аналогичным «функционалом» — Грузия, основательно угодила в экономический капкан «двух стран с единым народом» с самыми трагическими последствиями для своей государственности, хотя на волне русофобии Грузия вполне идентична Азербайджану и Турции. Более того, огромные грузинские территории уже фигурируют как турецкие на современных картах и в учебниках, издающихся на берегах Босфора.
В этих условиях, конечно, стратегический союз Армении с Россией – кость в горле «одного народа, двух государств». Поэтому вполне рациональной видится линия по дискредитации в России руководства Армении – ослабить союз, вызвать разочарование Москвы Ереваном, отдалить Россию от Армении, что автоматически вызовет ослабление российского влияния в регионе до минимума, с учетом разорванных отношений Москвы и Тбилиси. Методы, выбранные для этого, правда, однообразны и заезжены.
По-прежнему разыгрывается карта о «соросном» руководстве Армении. При этом апелляции и ссылки делаются на заявления внутриполитических противников властей Армении, неудачная политик которых и привела к смене власти. Что ж, можно в тысячный раз парировать это объяснением, что заметная часть образованной армянской молодежи, владеющая иностранным языком, в условиях жесткой безработицы в республике могла найти средства к существованию разве что в сотрудничестве с различными фондами и некоммерческими организациями, в подавляющем большинстве к Соросу никакого отношения не имеющими и достаточно предрасположенными к сотрудничеству с российскими организациями. И вполне закономерно, что в результате бархатной революции, локомотивом которой стала именно молодежь, часть ее оказалась востребованной в парламенте или на государственных должностях. Это только фон.
Суть же в том, что Армения, в которой произошла бескровная смена власти, ни на йоту не изменила внешнеполитический вектор, вместе со своим стратегическим союзником – Россией, присутствует на полях сирийского кризиса, как до сих пор всегда стояла рядом с ней во всех военных конфликтах. Не только политическое руководство Армении, но и сам армянский народ подтвердили свою верность союзническим отношениям в с Россией, но и Россия, со своей стороны, должна не на словах, а на деле доказать свою верность союзу не только с государством Республикой Арменией, но и с армянским народом.
Хотя, да, при упоминании войн на стол в качестве доказательства «плохой Армении» бросается «козырь» в виде Гарегина Нжде (который безосновательно обвиняется в пособничестве гитлеровцам). Достаточно обратить внимание насколько точно и подробно гитлеровцы документировали сотрудничество того же А.А. Власова, П.Н. Краснова, А.Г. Шкуро и других истинных пособников фашизма. На требование предъявить документы, исходящие от германского военного командования, Гестапо, Абвера, МИДа Третьего Рейха и структур восточного министерства А. Розенберга, которые бы доказывали именно сотрудничество с ними Гарегина Нжде — только молчание. Таких документов просто нет, как не было и никакого реального сотрудничества, а были только пропагандистские трюки гитлеровцев по использованию имени Гарегина Нжде в своих целях, но без его согласия. Но тема продолжает раскручиваться в частности в сюжетах о том, что Гарегину Нжде в Ереване устанавливаются памятники или другие подобные «доводы» с целью — отдалить РФ от Армении, чтобы устранить «армянский форпост», который мешает воссоединению туранского мира. А дальше — традиционное стремление взорвать Северный Кавказ, и как итог – полное вытеснение российского присутствие и влияния в регионе Большого Кавказа. На самом деле Гарегин Нжде был героем Русской Кавказской армии во время Первой мировой войны, Георгиевским кавалером, так же имел от русского командования ордена Святого Владимира, Святого Станислава, Святой Анны.
Попутно с дискредитацией Армении в глазах России предпринимаются фактические попытки обратной дискредитации – т.е. России в глазах Армении. Не столь давние события на рынке «Фуд сити», когда его владельцы отказались принимать армянские товары, продемонстрировали уязвимость российской стороны. Можно было бы махнуть рукой, назвать инцидент торговым или свести его на эмоции, вызванные последними приграничными столкновениями. Но дальнейшее развитие событий – история в том или ином виде стала повторяться в Башкирии, Татарстане, других регионах России – не дает такой возможности. Описанное событие в сфере торговли ведь можно трактовать, как фактическое эмбарго стране, состоящей в пророссийском альянсе – Евразийском экономическом союзе, стратегическому союзнику России, на территории России, методами, идущими в абсолютный разрез с Конституцией РФ и российским законодательством. Давайте вспомним, что последний раз, когда людям не давали вести бизнес из за их национальности – это Третий Рейх. Неужели мы потерпим в год 75-летия нашей Великой Победы над фашизмом, что бы некоторые представители азербайджанской диаспоры возрождали на нашей земле фашистские принципы? Данная ситуация, это есть, по сути, вмешательство во внутриполитическую ситуацию в самой России со стороны группы лиц определенной национальности, своими действиями пытающимися лоббировать интересы своей исторической родины или даже, что вероятно точнее – пытающимися доказать свою лояльность исторической родине, не особо заботясь о том, что этим самым вносят диссонанс в отношения России со своими партнерами. Впрочем, в адрес России уже прозвучали и неприкрытые угрозы, как, например, заявление советника президента Р.Т. Эрдогана — Месута Хаки в прямом эфире телеканала Haber 28 февраля о том, что Турция воевала с Россией 16 раз и готова вступить в войну снова. Потом эта угроза была повторена не раз и даже с напоминанием члена президентского комитета по безопасности и внешней политике Турции о том, что в России живет 25 миллионов мусульман и что «Россия будет расчленена изнутри». Лояльность наших мусульман в их подавляющем большинстве российскому государству, не вызывает никаких сомнений, но опасность попыток дестабилизировать ситуацию не может не вызывать реакцию со стороны компетентных российских структур. В этой связи нужно рассматривать опасность протурецких и проазербайджанских сетевых структур, действующих на территории России, часто под вполне внешне благовидными предлогами. Возможно, в этом свете стоит рассматривать заметное увеличение количества турецких пропагандистских сайтов на русском языке, наиболее заметный из которых ТRТ, а так же телеграмм-каналы. Мы не имеем право забывать, что это турки сбили наш самолёт и привели к гибели русского военного лётчика, это турки убили нашего посла, это турки провоцировали военные столкновения с Россией в Сирии и отступили, только получив сигнал, что НАТО не настроено ввязываться в конфликт с Россией из-за Турции. Турция играет крайне деструктивную роль в отношении крымских татар препятствуя их интеграции в российское общество, а так же отрицая территориальную целостность России. Торговые связи с Турцией и турецкие курорты не должны уводить наше внимание от опасности действий Турции для интересов России и от той политической и военной угрозы, которая от неё исходит.
Парадокс, несмотря на цели, противоположные российским, Турция получает «зеленый свет» по энергетическим и коммуникационным проектам, спасает туристическую отрасль за счет россиян. Это, к слову, при том, что Республика Армения, в одностороннем порядке разрешившая въезд гражданам РФ, встречного симметричного шага не получила. Может пора кардинально пересмотреть это положение вещей, учитывая агрессивную политику Турции по отношении не только Армении, но и России. Экономическая эффективность для России таких проектов весьма сомнительна, но тот же «Турецкий поток» даёт для Р.Т. Эрдогана возможность шантажировать и Россию и Европейский Союз.
С учетом всего этого, наверное, не случайно в армянском обществе все чаще стали звучать сожаления о том, что Россия движется в направлении тех же грабель, что и сто лет назад, когда в деле свершения «мировой революции» союзником был выбран турецкой лидер К. Ататюрк. Но его политика привела Турцию в стан врагов Советского Союза. Сначала дружественный нейтралитет Турции по отношению с Гитлеровской Германией и ожидание поражения Красной Армии для вторжения в советское Закавказье, затем в качестве одного из самых активных и опасных членов НАТО. Мы россияне, не имеем права забывать исторические примеры и проявлять беспечность по отношению вовсе недружественных нам Турции и Азербайджана, увлекаясь «евразийскими химерами». Нам необходимо ориентироваться, и всеми силами поддерживать нашего самого естественного и верного в исторической ретроспективе союзника Республику Армения, и ставшего нашим союзником в силу определённых исторических обстоятельств Ирана. Дееспособность выстраивания по-настоящему союзнических отношений с этими странами, может дать необходимые политические и военные ресурсы для противодействия опасным для мира и стабильности в регионе пантюркистским и неоосманским амбициям Р.Т. Эрдогана.+
Мы видим, что Азербайджан и Турция, не могут быть не только союзными, но и просто лояльными России государствами. К сожалению это уже не отвлечённые рассуждения и прогнозирование, а военно-политическая реальность. Мир и стабильность в регионе полностью зависят от изоляции и лишения военного и экономического потенциала для дальнейшей агрессии Турции и вассального по отношению ей Азербайджана. Способных не только осуществить агрессию против армянского народа, но и спровоцировать глобальный военно-политических кризис.
Максим Васьков, директор и научный руководитель Центра международных исследований «Мир Кавказа», член Союза журналистов России, специально для News Front